Лукасевич Ян
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лукасевич Ян

1878—1956

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ян Лукасевич

Лукасевич Ян (1878—1956) - польский логик, один из виднейших представителей львовско-варшавской школы логики. Им разработаны первая система многозначной (трехзначной) логики, бесскобочная логическая символика, проведены оригинальные исследования аристотелевской силлогистики, логического учения ранних стоиков, классической и интуиционистской теории дедукции и модальной логики.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 231.

Лукасевич (Lukasiewicz) Ян (21.12.1878, Львов, — 13.11.1956, Дублин), польский логик. Зачинатель исследований по математической логике в Польше, один из лидеров львовско-варшавской школы. Лукасевич принадлежат основополагающие работы в области многозначной логики, а также ряд исследований по построению и аксиоматизации систем пропозициональной логики, модальной логики, разработке оригинальной логической (бесскобочной) символики. Ряд трудов Лукасевича посвящён истории логики (логические идеи ранних стоиков, силлогистика Аристотеля, которую Лукасевич представил в виде формализованной системы). Результаты логических исследований Лукасевич использовал для обоснования рационалистических позиции в противовес иррационализму в науке и философии. Философские взгляды Лукасевича не получили систематического выражения. В них сочетаются элементы рационализма и феноменализма (в некоторых моментах близкие логическому эмпиризму) с элементами католицизма, признанием границ компетентности разума, за которыми, по Лукасевичу, находится область религиозного чувства и веры.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Z zagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961; Selected works, Amst., 1970; в рус. пер.— Аристотелевская силлогистика с т. зр. совр. формальной логики, М., 1959.

Литература: Берников Μ. Η., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах польск. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв.), К., 1978; В о r k o W s k i L., S I u p e с k i J., The logical works of J. bukasiewicz, «Studia Logica», 1958, t. 8.

Лукасевич (Lukasiewicz Jan) Ян (21 декабря 1878, Львов – 13 февраля 1956, Дублин) – польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-варшавской школы, зачинатель исследований по математической логике в Польше. Философское образование получил во Львове под руководством К.Твардовского, затем в Берлине и Лувене (Бельгия). Профессор Варшавского (1915–39) университета; ректор Варшавского университета (1922–23 и 1931–32); академик Польской АН с 1937, а после 2-й мировой войны – проф. Королевской Ирландской академии в Дублине с 1946.

Целью логических исследований Лукасевич считал прежде всего разработку точных методов анализа философских рассуждений. Такие методы призваны обеспечить конструктивность и однозначность понятий, которыми оперирует философия, тем самым сближая философию с наукой. Продуктивное философское рассуждение может быть построено только вокруг таких проблем, которые могут быть сформулированы с научной точностью и однозначностью. В основании философии может быть положена «научная метафизика», или общая теория предметов, но не эпистемология в духе Декарта или Канта, ибо такой путь, по мнению Лукасевича, ведет в тупик. Выход из тупика – в применении логической методологии, позволяющей свести к минимуму число исходных философских понятий, обладающих очевидностью и интуитивной ясностью, чтобы затем через них строго определять философские понятия «пространственно-временной структуры мира», «причинности», «детерминизма», «индетерминизма» и др. Т.о. логика дает методологический образец для философии (и, в частности, аксиоматико-дедуктивный метод). Лукасевич весьма скептически относился к попыткам построения всеобъемлющих философских систем. Критикуя психологизм и априоризм в логике, он выдвинул идею логического плюрализма: различные логические системы способны эксплицировать различные онтологические теории. Напр., классическая двузначная логика (см. Логика высказываний) эксплицирует принцип «жесткого» детерминизма в философском и научном мышлении, тогда как переход к многозначным логикам позволяет проводить корректные «индетерминистские» рассуждения».

Основные результаты Лукасевича лежат в области математической логики. Ему принадлежат важные результаты в области классической (теория дедукции и аксиоматизация), интуиционистской, модальной, импликативной и вероятностной логики. Он провел ряд исследований по проблемам аксиоматизации формализованной силлогистики, по истории логики (силлогистика Аристотеля, логика древних стоиков); им введена оригинальная бесскобочная запись логико-математических формул; впервые в 1910 был подвергнут критике закон непротиворечия.

Однако главная проблема, которой Лукасевич посвятил всю свою жизнь, – это «борьба за освобождение человеческого духа» (1918) посредством создания новой логики. Мировую славу и известность принесло Лукасевичу создание в 1920 первой системы многозначной логики, а именно трехзначной. В 1930 им, совместно с А. Тарским, были подведены итоги исследования конечнозначных и бесконечнозначных логик в Львовско-варшавской школе. Последние три десятилетия наблюдается необычайный интерес к многозначным логикам Лукасевича. Была обнаружена связь конечнозначных логик Лукасевича с теорией простых чисел и даны различные новые определения последних. В качестве следствия был построен алгоритм порождения классов простых чисел, причем всех. Еще больший интерес вызывают алгебры, соответствующие пропозициональной бесконечнозначной логике Лукасевича. Оказалось, что они эквивалентны совершенно различным алгебраическим структурам, возникшим в разное время и на различных основаниях, например MV-алгебрам Чэна, введенным только в 1958. Имеются весьма неожиданные интерпретации бесконечнозначной логики Лукасевича, напр., в бесконечномерных пространствах.

А.С. Карпенко, В.Н. Порус

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 456-457.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959;

О детерминизме. – «ВФ», 1995, № 5;

О zasadzie sprzecnosci u Arystotelesa. Krakow, 1910;

Elementy logiki matematycznej. Warsz., 1929 (англ. пер.: Elements of mathematical logic. N. Y., 1959 и 1963);

Selected works. Amst., 1970.

Литература:

Карпенко А.С. Логики Лукасевича и простые числа. М., 2000;

Он же. Ян Лукасевич – детерминизм и логика. – В кн.: Логические исследования, в. 2. М., 1993;

Он же. Логика, детерминизм и феномен прошлого. – «ВФ», 1985, № 5;

Borkowski L., Slypecki J. The logical works of J.Lukasiewicz. – «Studia Logica», 1958, vol. 8;

Selected papers on Lukasiewicz sentential calculi. Wroclaw, 1977, Bibliogr., p. 189–199.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС