Мелье Жан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мелье Жан

1664—1729

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жан Мелье

Мелье (Meslier) Жан (июнь 1664, Мизерни – между 28 июня и 6 июля 1729, Этрепиньи) – французский социалист-утопист. Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и, получив приход в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии «Завещание» стало ходить в списках, как и «Извлечение» из него, сделанное в 1742 году Вольтером. Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с властью образуют два ярма для народа, главный источник всех пороков общества – неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла. Идеал Мелье – справедливое и свободное общество, основанное на добросовестном труде, взаимной любви и нерушимом мире.

С.С. Худолей

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 523.


Мелье Жан (1664—1729) — философ-материалист, основоположник революционного направления во французском утопическом социализме. Основной труд «Завещание» представляет собой первый по времени образец учения французского утопического социализма об обществе. Разоблачение религии и церкви приводит Мелье к последовательно материалистическим и атеистическим выводам: критика социальной несправедливости сочетается у него с призывом построить общество, основанное на коллективной собственности. Объединение трудящихся, их восстание против угнетателей, по мнению Мелье, дело самого народа и является исходной предпосылкой перехода к новому обществу, в котором не будет богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, бездельников и изнуренных непосильным трудом. «Завещание» полностью было издано только в 1864. Однако в 18 в. во Франции распространялись рукописные копии этого произв. Читателями Мелье и пропагандистами его идей были самые различные представители французской общественной мысли — от деистов первой половины 18 в. и Вольтера до материалистов-просветителей и бабувиста Марешаля.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 254-255.


Мелье (Meslier) Жан (15.6.1664, Мазерни, — между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист. Сельский священник (с 1689 года). Своё единственное сочинение «Завещание» («Le Testament», полностью впервые опубликовано в 3 томах в 1864 году в Амстердаме; рус. сокр. пер. 1925. т. 1—3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. Мелье дал глубокую и всестороннюю критику феодально-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем обществу, призывал народ к революции. Мелье набросал контуры идеального коммунистического общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами; все трудятся и любят друг друга как братья. Тиранические порядки существуют, согласно Мелье, лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, главную роль среди которых играет религия, подвергнутая Мелье разносторонней критике. Мелье с классической ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознательного обмана.

Теоретическими источниками материализма Мелье явились антический атомизм и физика Декарта. Утверждая вечность и несотворённость материи и материальное единство мира, Мелье критиковал метафизику Декарта, идеализм Мальбранша и религиозно-идеалистическую философию.

Философские взгляды Мелье оказали большое воздействие на формирование мировоззрения французских материалистов 18 века.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Деборин А. М..Ж.М., «ВФ», 1954, №1; Поршнев Б. Ф., М., М., 1964 (лит.); Etudes sur le cure Meslier, P., 1966.


Жан Мелье (1664-1729), сельский священник из Шампани, умер за 60 лет до начала Великой французской революции конца XVIII в. Тем не менее он активно участвовал в ней — участвовал своим знаменитым трудом «Завещание».

Отец Жана — сельский ткач. Достаточно зажиточный, он имел возможность определить сына в духовную семинарию. В 23 года Жан Мелье получает сан священника. Некоторое время спустя ему дают самостоятельный приход, и он оказывается в деревне Этрепиньи. Здесь ему и предстояло провести сорок лет жизни — до последнего дня.

Мелье хорошо знал все, что касалось жизни крестьян. И не просто знал. Он разделял целиком все то, чем жили, о чем думали, к чему стремились его прихожане.

Он не использовал своего поста для личного обогащения. И когда в конце жизни Мелье первый и единственный раз собрался отправиться в Париж, то ему пришлось занять деньги на поездку у богатого крестьянина.

Однажды, в 1716 г., Мелье вместе со своими прихожанами выступил против их всемогущего сеньора: повинности, которые он наложил на крестьян, становились совсем уж непомерными. За это Мелье получил серьезные взыскания со стороны церковного начальства.

В последние годы Мелье взялся за сочинение, названное потом «Завещанием». И хотя ему грозила слепота, он в трех экземплярах переписал это объемистое произведение. Более того, стремясь обеспечить его сохранность, он нотариально оформил его как завещание. На бумаге, в которую был завернут экземпляр рукописи «Завещание», адресованный прихожанам, рукой Мелье написано:

«Я видел и познал ошибки, заблуждения, бредни, безумства и злодеяния людские. Я почувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этом при жизни, но я скажу об этом по крайней мере умирая и после смерти. Пусть знают, что я составляю и пишу настоящий труд, чтобы он мог служить свидетельством истины для всех тех, кто его увидит и прочтет, если им будет угодно».

И если жизнь Мелье оказалась в общем-то тихой, то книге его была предначертана великая судьба. Не было, пожалуй, другого такого произведения во Франции XVIII в., где бы давалась такая яркая картина безысходного положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, такая сильная критика церкви и освящающей социальную несправедливость религии... Мелье ратовал за установление общества, где бы не было богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, он считал необходимым уничтожить частную собственность на землю, установить общность имуществ.

В XVIII в. книга Мелье многократно переписывалась, тайком передавалась из рук в руки. Ее списки уничтожали, тех, у кого их находили, привлекали к суду, и все же ее читали многие, и не только французы. Списки книги обнаружены в Голландии, Пруссии.

В 1742 г. Вольтер составил краткое «Извлечение» из труда Мелье, которое распространялось в рукописных копиях.

В 1761 г. он же отпечатал это «Извлечение» (два издания за год!) в женевской типографии и разослал бесплатно по многим адресам. На этот раз «Извлечению» было дано название «Избранные мнения Жана Мелье, адресованные его прихожанам, по поводу некоторых из злоупотреблений и заблуждений вообще и в частности».

Другой замечательный французский просветитель, Поль Анри Гольбах, в 1772 г. опубликовал книгу «Здравый смысл кюре Мелье». Эта книжка многократно переиздавалась и в том же году и в последующем,— правда, уже без имени Мелье: слишком опасным оно стало. Недаром книжка Гольбаха была приговорена парижским парламентом к сожжению.

Полное издание «Завещания» было осуществлено в 1864 г. в Амстердаме — в 200-летнюю годовщину рождения мыслителя.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, 126-128.


Мелье (Meslier), Жан (июнь 1664 - между 28. VI. и 6.VII.1729) - французский материалист, атеист, утопический коммунист. Предшественник французских просветителей 18 века, революционный демократ. Сын деревенского кустаря. Окончил семинарию в Реймсе, с 1689 года - священник в деревнях Этрепиньи и Балев (Шампань). Свое сочинение, которое не мог опубликовать при жизни, Мелье оставил в виде завещания в 3 рукописных экземпляров, из которых один вскоре попал в Париж и стал известен во множестве копий. Идеи Мелье выразили неудовлетворенность половинчатостью "вольнодумства" (либертинства) 17 века; их социально-психологическим источником явился опыт многочисленных народных движений эпохи. Величайшее зло Мелье видел в присвоении одними людьми плодов труда других и в частной собственности. Богатые и знатные, притесняющие простой народ, находят защиту в тирании государства ухищрениях религии. Ближайшую задачу Мелье видел в освобождении сознания народа от религиозного дурмана, без чего невозможно поднять и сплотить массы на революцию. Разработанная в "Завещании" критика религии легла в основу всей атеистической и материалистической французской философии, сочетавшей наследие Мелье с материалистической традицией, заимствованной из Англии. Однако атеизм Мелье рядом просветителей (особенно Вольтером) был смягчен до деизма, а его общинно-коммунистический идеал был французскими утопистами 18 века отделен от идеала народной революции. "Завещание" Мелье осталось документом в глазах просветителей "слишком бунтовщическим" (по выражению Вольтера). Только в годы Великой французской революции разрозненные элементы мировоззрения Мелье воссоединяются на более высокой основе в идеологии бабувистов, из которых Сильвен Марешаль был крупнейшим знатоком и биографом Мелье. Необабувистские тайные общества 30-х годов 19 века считали Мелье одним из своих духовных учителей. Однако впервые полный текст "Завещания" был опубликован только в 1864 году голландцем Д'Абленгом ван Гиссенбургом (псевдоним - Рудольф Шарль). В русской и советской историографии "Завещание" исследовали А. А. Шахов, Р. Ю. Виппер, В. П. Волгин, Б. Ф. Поршнев и др.

Б. Ф. Поршнев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Сочинения: Завещание, т. 1-3, М., 1954.

Литература: Деборин А. М., Ж. Мелье, "ВФ", 1954, No 1; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 19-33; Поршнев Б., Мелье, М., 1964 (имеется библ.); Dommanget M., Le curé Mesller, P.,1965.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Le testament, t. 1–3. Amst., 1864; в рус. пер.: Завещание, т. 1–3. М., 1954;

Что надо делать? Харьков, 1918.

Литература:

Поршнев Б.Ф. Мелье (1664–1729). М., 1964;

Кучеренко Г. С. Жан Мелье и передовая общественная мысль Франции первой половины XVIII в.— В кн.: Французский ежегодник, 1965. М., 1966.

Кучеренко Г.С. Судьба «Завещания» Жана Мелье в 18 веке. М., 1968;

Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции 18 века. М., 1989.

Бирало А. А. Социальные и идейные истоки утопического коммунизма: Мелье, Морелли и Мабли.— В кн.: Труды Ин-та философии АН БССР. Минск, 1958, вып. 1.

Деборин А. М. Жан Мелье (К 225-й годовщине со дня смерти).— Вопросы философии, 1954, № 1.

Дунаевский В. А., Кучеренко Г. С. К истории публикации исследования В. П. Волгина о Жане Мелье.— В кн.: История и историки. М., 1979.

Кучеренко Г. С. Судьба «Завещания» Жана Мелье в XVIII веке. М„ 1968.

Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1964.

Поршнев Б. Ф. Жан Мелье и народные истоки его мировоззрения. М., 1955.

Ям К. Е. Жан Мелье и французский атеизм XVIII века. М., 1979.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС