Михаил Вселоволодич Черный
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Михаил Вселоволодич Черный

?-1246

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Всеволодич Черниговский

Пятницкая церковь XII века в Чернигове

Чернигов. Пятницкая церковь XII века.

Михаил Всеволодович (80-90-е гг. 12 в. - 20.IX.1246) - князь черниговский. Сын князя Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х годах 13 века принимал активное участие в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси. В 1223 году вместе с другими князьями совещался по поводу первого появления татар. В 20-е годы несколько раз становился во главе Новгорода, затем вел борьбу с Даниилом Галицким и Ярославом Всеволодовичем за Киев. При приближении татар в 1238 году бежал в Венгрию, затем в Польшу. Не найдя там поддержки, в 1246 году отправился к Батыю, рассчитывая получить от него Черниговское княжество, но татары убили его. Предлогом послужил отказ Михаила Всеволодовича принять татарскую веру и пройти сквозь очистительный огонь. Канонизирован русской церковью.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Михаил Черниговский, князь и боярин его Федор (ск. 20.09.1246), святые мученики.

“В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших”, — так начинает повествование о страдании св. блгв. кн. черниговского Михаила и боярина его Феодора очевидец поп Андрей. “Тогда некоторые затворились в городах, а князь Михаил бежал в Угры. Другие же бежали в дальнии земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях в города, перечислили их и стали брать с них дань...”

Кн. Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены, и Лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился ему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за него кровь свою. Боярин же его Феодор обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.

Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу. Они же сказали: “Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет; а мы хотели бы пролить кровь за Христа и веру христианскую”. Духовник сказал: “Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение другим, если так совершите”. Он дал им Причастие на дорогу и благословил их.

В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали, как бога. Жрецы пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество христиан слышали ответ Михаила.

Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде ради заступничества за землю Русскую перед нечестивыми. Между ними был и внук его 14-летний князь Борис Ростовский, старший сын дочери его Марии и князя Василько Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити в Шеринском лесу (1239). Кн. Борис был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, т. е. ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в Орду, был и у великого хана. Скончался он в 1277.

Все они со слезами умоляли кн. Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда боярин Феодор стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова Евангельские: “Иже погубить душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю” (Мк. 8:35) и “Иже исповесть Мене пред человеки, исповедую его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех” (Мф. 10:32). И святой князь отвечал князьям: “Не желаю быть христианином только по имени, а поступать, как язычник”, и, бросив меч свой, сказал: “Возьмите славу мира сего, она не нужна мне”.

Тут подошел посланный от хана царедворец его Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил подчинился, прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари христианину, чтущему Одного Христа, поклоняться не подобает.

Ельдега пошел передать ответ его хану, а кн. Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали молиться. Прошло немного времени, и все увидели, что приближаются убийцы. Князья опять начали умолять Михаила, но святые мученики ответили вместе: “Не поклонимся и вас не послушаем”, и стали петь стихиры: “Мученицы Твоя, Господи, не отвергошася Тебе...”, “Страдавше Тебе ради, Христе...”, “Мученицы Твои, Господи, много мук претерпеша, и любовию Твоею души соединиша святии!”

“Тогда приехали убийцы, — продолжает свой рассказ очевидец, — и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: “Я — христианин!”

Потом предложили Феодору, за отречение, княжество господина его и, когда он отказался, так же мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246 года. Святые тела их бросили псам, по псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, где они почивают под спудом в Архангельском соборе Кремля.

Св. мч. Михаил Черниговский и боярин его Феодор празднуются 20 сентября/3 октября.

Русское небо


Михаил Всеволодич (?-1246) - князь черниг., сын черниг:, а затем несколько раз киев. кн. Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х гг. XIII в. активно участвовал в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси. В 1223 едва не погиб в битве на Калке, где был убит его дядя Мстислав Святославич, в результате чего Михаил Всеволодич оказался на черниг. столе. Ок. 1224 его пригласили на княжение в Новгород Великий. Там он просидел несколько месяцев и вновь ушёл в Чернигов. В 1229 - Опять ненадолго в Новгороде, затем вернулся в Чернигов. В 1234 Михаил Всеволодич поддержал Изяслава Владимировича в его борьбе с Владимиром Рюриковичем, что вылилось в итоге в большую усобицу, в ходе которой он помог Изяславу овладеть Киевом, а сам сел в Галиче, изгнав оттуда Даниила Романовича. В связи с тем, что его союзнику не удалось удержаться в Киеве, Михаил Всеволодич пошёл (1236) с половцами на Киев, где в это время сидел Ярослав Всеволодич, изгнал его оттуда, сел там на княжение, а в Галиче посадил сына Ростислава. Вскоре Ярослав отнял у него Киев, и Михаилу Всеволодичу пришлось вести длит. борьбу за Киев. землю. В 1238 он опять завладел Киевом и остался там княжить. Ему удалось отнять у Даниила Перемышльскую волость. После разгрома татаро-монголами Черниг. и Переяслав. земель (в кон. 1239) отказался признать власть татар, которые вместе с давним его врагом Ярославом, ставшим вел. кн. влад. (1238), двинули войско на Киев и вынудили Михаила Всеволодича бежать в Венгрию, а оттуда в Польшу. Не получив поддержки от тамошних родственников, он вынужден был покаяться перед др. своим врагом, Даниилом, который принял Михаила Всеволодича у себя. После тат. нашествия (1240) вернулся в Киев, но, узнав о взятии татарами Киева, вместе с сыном бежал в Польшу. Ок. 1241 Михаил вернулся на Русь и поселился под Киевом, на острове. В 1245 отправился к Буту-хану в Сарай, надеясь получить от него Черниговское княжество, но был убит за отказ выполнить языческий обряд очищения огнем. Канонизирован русской православной церковью.

Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М., 2000.


Годы жизни: 1179 - 1246х

Родители : Всеволод Святославич Чермный (1215+), Анастасия, дочь Казимира Польского;

Дети : ? =>

  • Ростислав (1249), кн. Новгородский;
    Жена - дочь Белы, короля Венгрии =>

    • Михаил;

    • Агриппина, жена Лешика Черного, герцога польского;

    • Бела;

  • Роман Брянский (после 1288х), первый Брянский князь (1246-1288), кн. Черниговский (1263-1288);
    При нем княжеская резиденция была перенесена из опустошенного монголо-татарским нашествием Чернигова в Брянск. В 1263 году Роман одержал блестящую победу над литовцами и отвоевал у них Чернигов; в 1274 году снова ходил против литовцев; в 1285 году напал на Смоленск и сжег его пригород, онако взять не смог; Есть известия, что Роман был убит в Орде.
    В 1305 году его преемник потерпел поражение от Гедимина, захватившего Брянск.
    =>

    • Олег (?-1290 или 1307+), некоторое время после смерти отца был князем Брянским и Черниговским;
      Затем построил Петровский монастырь и принял там иноческий сан (в крещении Леонтий, в иночестве Василий). Преподобный, память в Православной церкви 20 сентября (3 октября);

    • Михаил (?);

    • Ольга, жена Владимира Васильковича, внука Романа Галицкого;

  • Симеон (?) =>

    • Роман, кн. Новосильский =>

      • Юрий =>

        • Семен (XIV в.), кн. Одоевский;

  • Мстислав (1220-1280), кн. Карачевский;
    Получил от отца Карачев и земли между Окою и Десной, а может быть, и Звенигород, и Елецк, княжеские роды которых производили себя от него. Мстислав участвовал в походе Даниила Галицкого на литовцев в 1248-1249 годах.
    =>

    • Андрей (1339+);

    • Тит (?) =>

      • Святослав (?) =>

        • Юрий (?), кн. Мосальский =>

          • Василий (XV в.);

      • Иоанн (?), кн. Козельский;

  • Георгий (?), кн. Торусский, Черниговский;
    =>

    • Всеволод (?) =>

      • Андрей Шутиха-Мезецкий (1261) =>

        • Александр;

    • Константин (?), кн Оболенский => (предположительно)

      • Иоанн (?);

      • Андрей (?) =>

        • Иоанн Долгоруков (XV в.);

        • Василий Щербатов (XV в.);

  • Мария (?), жена Василия Ростовского;

Основные моменты жизни

В 20-х годах XIII в. несколько раз был князем в Новгороде, князь Черниговский (1223-1238), в 1234г. занял Галич. Князь Киевский (1238-1239).
В 1239 году, напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу в 1241 году вернулся в Русь, жил близ Киева и в Чернигове.

По приказанию ханских сановников, переписывавших народ, отправился в Орду и там был замучен татарами за несоблюдение татарских языческих обычаев (20 сентября 1246), причтен к лику святых.

+ + +

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, жена которого, княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

      Но Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
      Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 - 1233).

      Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

      Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

      В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее", святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

      Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
      Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

      Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.
      "Род праведных благословится", - говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ


Предание про крест Михаила Черниговского

«…Бабушка научила нас читать, писать и внедрила в нас основы религиозности и догматы нашей православной церкви. Я ее иначе не помню, как сидящею в кресле, вследствие полученного ею паралича. Бабушка умерла, когда мне было лет 10-12. Мой дедушка Фадеев находился под ее нравственным обаянием, так что главою семейства была всегда Фадеева-Долгорукая. Дедушка женился на ней, будучи молодым чиновником; где он с нею познакомился, - я не знаю, но знаю, что родители моей бабушки жили в Пензенской губернии; они были дворяне Пензенской губ.

Когда они поженились, то отец бабушки - Павел Васильевич Долгорукий - благословил их древним крестом, который, по семейным преданиям, принадлежал Михаилу Черниговскому. Из истории известно, что Михаил Черниговский погиб, когда приехал к татарскому хану, которые подходил с своею ордой к центру России - Москве. В орде было предложено Михаилу Черниговскому поклониться их идолам, от чего этот последний отказался, был там же казнен, вследствие чего и был провозглашен святым. {15}

По преданиям, идя на смерть, он отдал находившийся у него крест боярам, приказав им передать этот крест его детям. Таким образом, крест этот постепенно переходил от отца к сыну, в поколениях, идущих от Михаила Черниговского, т. е. по старшей линии Долгоруких и с окончанием этой линии Еленой Павловной - перешел к ее сыну, генералу Фадееву; так как генерал Фадеев не был женат, то крест от него перешел к моей матери, а от матери к моей тетке Фадеевой. В последнюю бытность мою в Одессе два года тому назад, тетка вручила этот крест мне, так как она уже стала стара. Крест этот находится у меня в доме; я его показывал здесь двум знатокам, - с одной стороны - академику Кондакову, а с другой - директору Публичной библиотеки Кобеко. Оба они, признавая, что этот крест самого древнейшего происхождения и содержит в себе св. мощи, сомневаются в правильности сохранившегося в семейств кн. Долгоруких предания относительно того, что этот крест был на Михаиле Черниговском ранее его казни, но с другой стороны они не решаются безусловно утверждать противное.{16}…»  

Граф С.Ю. Витте, Воспоминания, Берлин, Издательство «Слово», 1923 г., гл. I, стр. 15-16. Материалы подготовил к публикации Вадим Врачев.


Далее читайте:

Мария (Марья) Михайловна (1213-1271), княгиня ростовская, летописец, составившая свод Ростовской летописи, дочь Михаила.

Рюриковичи (биографический справочник).

Чернигов (город и его соборы).

Черниговские Князья (генеалогическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС