Осман ибн аль-Аффан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Осман ибн аль-Аффан

VII в.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Осман ибн аль-Аффан

Осман ибн аль-Аффан — третий праведный халиф, живший в VII в. Один из самых первых последователей и сподвижников (асхаб) пророка Мухаммеда; происходил из рода омейя (см. Омейяды), богатый купец. Муж Рукайи, дочери пророка Мухаммеда. После ее смерти взял в жены другую его дочь — Умм Кульсум, за что в арабо-мусульманской традиции получил уважительное прозвище Зу-н-Нурайн (Обладатель двух светочей). О. стал преемником халифа Омара в 644 г. в обстановке, когда медино-мекканская община, образованная Мухаммедом в 630 г., фактически превратилась в империю, управлявшуюся на местах наместниками мединского халифа из числа ближайших сподвижников пророка. Поскольку в принципе все они, отражавшие интересы тех или иных слоев мусульманского общества, в равной степени могли претендовать на то, чтобы стать преемниками Мухаммеда, объективно существовала почва для возникновения среди них междуусобной борьбы за власть. Престарелый и малоинициативный О. оказался той самой «нейтральной» фигурой, которая лучше всего подходила для ситуации, предшествующей решительным сражениям за власть, и одной из первых жертв этих сражений стал он сам. В 656 г. О. был убит в своем доме в Медине во время восстания, вспыхнувшего в городе. Мятежами и смутой были охвачены практически все главные провинции халифата. Халифат неуклонно втягивался в гражданскую войну между стремительно поляризовавшимися партиями, которые образовывались вокруг лидеров мусульманской общины, еще совсем недавно единой и сплоченной. С гибелью О. война эта разгорелась в полную силу. Согласно арабо-мусульманской традиции, главная заслуга О. заключается в том, что по его приказу был установлен единый окончательный текст священного Корана. Но этот важнейший шаг, предпринятый О. с целью консолидации молодого мусульманского общества, не дал тех результатов, на которые он, несомненно, рассчитывал. Установление канонического текста Корана сопровождалось отменой любых других вариантов пророческих откровений Мухаммеда, зафиксированных письменно или хранившихся устно. Это не только затрагивало существенные интересы влиятельной прослойки профессиональных чтецов Корана (кари), которые выступали фактически как главные хранители «слова» Аллаха, но и лишало различные группировки мусульман их собственных вариантов этого «слова», поскольку они становились недействительными, если не были включены в официальный османовский Коран.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 176-177.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС