Поповский Николай Никитич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Поповский Николай Никитич

1730-1760

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Никитич Поповский

Поповский Николай Никитич (ок. 1730-1760), философ, профессор Московского университета. Родился в Москве в семье священника. Учился (с 1748) в университете при АН в Петербурге. В 1755 назначен по представлению Ломоносова, любимым учеником которого был Поповский, профессором красноречия и философии Московского университета. Автор ряда философских стихотворений; переводил философские произведения западных мыслителей («Мысли о воспитании» Локка под названием «О воспитании детей» (М., 1759) и «Опыт о человеке» Попа (М., 1802). Основатель одной из двух издававшихся в XVIII в. в России газет «Московских ведомостей» (1756). По философским воззрениям — деист. Перед философией Поповский ставил задачу познать прежде всего законы природы, открыть возможности устроить счастье и благополучие людей. Он рассматривал философию как мать всех наук и художеств, как науку, которая «...рассуждает о всем, что ни есть в свете», пытаясь объяснить законы природы и предписать «...общие пути и средства всему человеческому благополучию...» (Избр. произв. рус. мыслителей 2-й пол. XVIII в., т. 1, 1952). Первым в России он стал читать курс философии в Московском университете на русском языке. Поповский призывал русских ученых стремиться прославить Россию развитием наук и искусств.

Поповский Николай Никитич (1730(?)—13[24].02.1760), поэт, переводчик. Обучался в Славяно-греко-латинской академии. С 1748 продолжил образование в университете при АН в Петербурге. С открытием Московского университета (1755) Поповский вел курсы красноречия и философии; в 1756 произведен в профессоры элоквенции. Приобрели известность переводы Поповского из латинских и европейских авторов: Горация, Дж. Локка и др. Наиболее значительный труд Поповского — перевод философской поэмы А. Попа «Опыт о человеке» (опубл. в 1757). Перевод имел большой успех, трижды переиздавался. Примечательны публичные выступления Поповского, в т. ч. «Речь, говоренная в начатии философических лекций при Московском университете» (опубл. в «Ежемесячных сочинениях», 1755, авг.), где Поповский высказал мысль о необходимости преподавания философии на русском языке. 2 оды Поповского и «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества» (1756, опубл. в «Живописце», 1772) написаны под влиянием М. В. Ломоносова. «Письмо…» популяризирует педагогические теории Ж. Ж. Руссо и Дж. Локка. Поповский перевел сочинение Локка «Мысли о воспитании» (под назв. «О воспитании детей…». Ч. 1—2. 1759—60).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Поповский Николай Никитич (1730—1760) — русский просветитель, ученик Ломоносова, профессор красноречия и философии Московского университета, поэт. Первым в университете стал читать лекции по философии на русском языке: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно», принимал участие в создании «Московских ведомостей» — одной из первых в России газет. Переводчик на русский язык произведений А. Попа и Локка. Поповский продолжал линию Ломоносова на установление союза философии и естествознания. Философия, отмечал он, не заменяет науки, но «от нее зависят все познания, она мать всех наук и художеств». Поповский был деистом, допускал существование «высшего существа», полагая, однако, что оно должно быть предметом изучения «естественного богословия», как части философии, к-рое не ссылается на божественное писание, а рассматривает только «едину натуру» (т. е. природу). Социальным идеалом Поповского была просвещенная монархия. Сочинения: «Речь, говоренная в начатии философических лекций при Московском университете гимназии Ректором Николаем Поповским» (1755), «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества» (1756).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 351-352.

Поповский Николай Никитич [ок. 1730, Москва – 13(24) февраля 1760, там же] – русский философ, профессор элоквенции (красноречия) Московского университета. Родился в семье священника, обучался в Славяно-греко-латинской академии и Петербургском академическом университете; ученик М.В. Ломоносова. В 1753 получил звание магистра, при назначении ректором университетской гимназии произнес на латинском языке речь «О содержании, важности и круге философии» с основным тезисом: «нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно». Дидактическое сочинение «О пользе науки о воспитании во оных юношества» было посвящено гр. И.И. Шувалову. Был широко известен как переводчик с древних и европейских языков: «Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам» (1753), «Мысли о воспитании» Дж. Локка (ч. 1–2, 1759–60), «Опыт о человеке» А.Попа (1757).

В своих лекциях и сочинениях Поповский подчеркивал всеобщий характер философии, т.к. от нее зависят все формы познания, она «мать всех наук и художеств». Особенно был озабочен вычленением круга идей, составляющих предмет философии. Таковыми, по его мнению, были главные законы вселенной, в которых все «что ни есть на земле и под землею» рассматривается как части чудного и великолепного храма, включающего природу и человека. Важной проблемой для Поповского была забота о русской философской терминологии. Считал, что если римляне заимствовали философскую терминологию у греков, то русские вполне могут делать заимствования у др. философски развитых народов.

А.И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 287.

Поповский Николай Никитич (ок. 1730, Москва - 13(24).02.1760, Москва) - философ, переводчик. Родился в семье священника, обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии, откуда в числе десяти лучших учеников в 1748 году был отобран В. К. Тредиаковским для дальнейшего обучения в Петербургском академическом университете. Особенные успехи проявил в изучении философских наук, в 1753 году получил звание магистра и после открытия Московского университета был назначен ректором университетской гимназии. В день торжественного открытия Московского университета 26 апреля 1755 года Поповский прочел на латинском языке речь «О содержании, важности и круге философии», которой он начал свой курс лекций по философии. В этом же году она на русском языке была издана Ломоносовым в «Ежемесячных сочинениях». Основным тезисом речи было утверждение, что «нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно». В 1756 году Поповский был избран проф. элоквенции (красноречия), после чего обратился к одному из основателей Московского университета - графу И. И. Шувалову с дидактическим сочинением «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества». Особую известность Поповский приобрел как переводчик с древних и европейских языков: «Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам» (1753), «Мысли о воспитании» Дж. Локка (в 2 ч., 1759-1760), «Опыт о человеке» А. Попа (1757). Ряд речей Поповского не были опубликованы и не сохранились: «Речь о несправедливом презрении нравоучительной философии, особливо у древних философов, прежде Сократа бывших» (1753), «Речь о преизяществе красноречия» (1756), «Речь о преимуществе монархии пред аристократией и демократией» (1758). В своих лекциях и сочинениях Поповский постоянно подчеркивал всеобщий характер философии уже в силу одного того, что от нее зависят все формы познания, она «мать всех наук и художеств». Особенно озабочен он был определением предмета философии. Таковым, по его мнению, были главные законы всей Вселенной, благодаря которым самые сокровенные от простого понятия вещи в ясном виде показываются, самые отдаленные от очей наших действия натуры во всей своей подробности усматриваются и все, «что ни есть на земле и под землею», рассматривается как части чудного и великолепного храма, включающего Вселенную, земную природу и человека. Важной проблемой для Поповского была забота о формировании философской терминологии в России, в которой ввиду огромных земельных пространств нашему любопытству могут открыться «многообразные натуры действия». Если римляне могли заимствовать философскую терминологию у греков, то русские, считал он, вполне могут делать подобные заимствования и у греков, и у римлян, и у др. философски развитых народов. Важной характеристикой философствования Поповского была попытка «сращения» философских понятий, усвоенных им в Славяно-греко-латинской академии, с комплексом естественнонаучных представлений западноевропейской науки.

А.И. Абрамов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 491.

Сочинения: Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским; К портрету М. В. Ломоносова// Избр. произв. русских мыслителен второй половины XVIII века. М., 1952. Т. 1; О пользе наук и о воспитании во оных юношества; О воспитании детей // Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985.

Литература: Шевырев С. П. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского ун-та. М., 1855. Ч. 2.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Соч. в кн.: Избр. произведения рус. мыслителей 2-й пол. XVIII в. Т. 1. М., 1952.

Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским;

К портрету М.В.Ломоносова. – В кн.: Избр. произведения русских мыслителей 2-й пол. 18 в., т. 1. М., 1952;

О пользе наук и о воспитании во оных юношества;

О воспитании детей. – В кн.: Антология педагогической мысли в России 18 в. М., 1985;

Русская философия 2-й пол. 18 в. Свердловск, 1990.

Литература:

Шевырев С.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета, ч. 2. М., 1855;

Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии 18 в. М., 1986.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС