Пристли Джозеф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пристли Джозеф

1733—1804

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джозеф Пристли

Пристли Джозеф (1733—1804) — английский ученый и философ-материалист, продолжатель философской традиции Ф Бэкона и Гоббса. По Пристли, материя обладает протяженностью, плотностью и непроницаемостью, ее характеристики определены действием сил притяжения и отталкивания; ощущения и мышление человека — следствие сложной организации материи. Пристли отвергал дуализм Локка с позиций механицизма: например, ассоциации идей трактовал как разновидность резонанса. Будучи, по выражению современников, «чародеем эксперимента», требовал соединения эксперимента и теории, много внимания уделял проблемам построения гипотез, аналогии и т. п. Отстаивая в социологии детерминизм, выступал против фатализма. С позиции деизма критиковал атеизм французских материалистов. Был сторонником эвдемонистской этики, считал, что наибольшее личное счастье совместимо со счастьем др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 363.


Пристли (Priestley) Джозеф (13 марта 1733, Филдхед, Англия – 6 февраля 1804, Нортамберленд, США) – английский философ, священник, ученый и государственный деятель, произведения и деятельность которого внесли большой вклад в развитие экспериментального естествознания, политического и религиозного свободомыслия. Родился в протестантской семье владельца небольшой ткацкой мануфактуры. В 1755 окончил Духовную академию Девентри и получил место помощника священника. В 1758 открыл свою школу в г. Нантвиче, затем перешел в Духовную академию в Уорингтоне. В 1765 Эдинбургский университет присудил ему докторскую степень по литературе. За научные достижения (открытие явления фотосинтеза, получение хлористого водорода и кислорода) Пристли в 1766 был избран членом Лондонского Королевского общества, в 1772 – членом Парижской Академии наук. В 1780 он стал почетным членом Петербургской Академии наук. В первой философской работе «Очерк об основных принципах государственного правления и о природе политической, гражданской и религиозной свободы» (1769) Пристли выступил как убежденный сторонник идеи прогресса человека и гражданского общества. Он поддержал борьбу за независимость в Северной Америке, защищал идеалы Французской революции 18 в. 14 июля 1791 разъяренная толпа, протестующая против революционных событий во Франции, разрушила его дом, библиотеку и лабораторию. В апреле 1794 Пристли с женой эмигрировал в США.

Важнейшие его философские произведения – «Теория человеческого духа Гартли на основе ассоциации идей с очерками, касающимися этого предмета» (1775), «Исследования о материи и духе» (1777), «Философское учение о необходимости» (1777). Кардинальные философские проблемы Пристли решает на материалистической основе, отвергает представление о душе как о субстанции, отличной от тела, опираясь при этом на учение Гартли об ассоциации идей и роли вибраций в создании ощущений. Материя определялась им как активная субстанция, обладающая свойством протяженности и силами притяжения и отталкивания. Отдавая дань механицизму, Пристли даже идеи рассматривал в качестве особой формы движущейся материи. Однако материализм, по мнению Пристли, не противоречит христианству, т.к. «разумная первопричина» не вмешивается в ход событий в мире и не предопределяет причинную связь событий и следствий. Все в мире происходит в силу естественных причин, а в случае с человеком – в силу всегда мотивированных решений человеческой воли.

В.Ф. Коровин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 352-353.


Пристли (Priestley) Джозеф (13. 3. 1733, Филдхед, близ Лидса,— 6. 2. 1804, Нортамберленд, Пенсильвания, США), английский философ-материалист, химик (ему принадлежит открытие кислорода), общественный деятель. По окончании духовной академии стал священником. Отстаивал идеи веротерпимости, выступал против английского колониального господства в Северной Америке, приветствовал Великую французскую революцию. Из-за преследований был вынужден эмигрировать в США (1794). Член Лондонского королевского общества (1767) и член Парижской АН (1772); в 1780 году был избран почётным членом Петербургской АН.

В многолетней и страстной полемике со сторонниками различных идеалистических школ Пристли учил, что природа материальна и что дух (сознание) представляет свойство материи, движущейся по неотвратимым, изначально присущим ей законам. Вместе с тем, придерживаясь деизма, Пристли полагал, что сами эти законы созданы божественным разумом. С принципом материальности мира Пристли соединял идею строжайшей причинной обусловленности (необходимости) всех явлений, отвергая утверждения теологов, будто при таком понимании человек как частица материи не несёт ответственности за свои поступки.

Пристли развивал и популяризировал учение Гартли о том, что все психические процессы, включая абстрактное мышление и волю, совершаются по укоренённым в нервной системе законам ассоциации. Пристли выступал с критикой философии шотландской школы.

Пристли принадлежит также ряд ценных работ по истории науки и методологии научного исследования.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The theological and miscellaneous works, v. 1—25, L., 1817— 1832; Writings on philosophy, science and politics, ed., with an introd. by .1. A. Passmore, N. Y.— L.. 1965; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1934; в кн.: Англ. материалисты 18 в., т. 3, М., 1968.

Литература: История философии, т. 2, М., 1941, с. 246—50; История философии, т. 1, М., 1957, с. 615—19; Holt A. D., A life of J. Priestley, L., 1931.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Сочинения:

The Theological and Miscellaneous Works, v. 1–25. L., 1817–32;

Writings on Philosophy, Science and Politics, ed., with an introductions by J.A.Passmore. N. Y., 1965;

Избр. соч. M., 1934;

Английские материалисты 18 в., т. 3. М., 1968.

Литература:

Кузнецов В.И., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986;

Gibbs F.W. Joseph Priestley. 1965;

Hoecker J.J. Joseph Priestley and the Idea of Progress. Garland, 1987.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС