Пуанкаре Анри
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пуанкаре Анри

1854—1912

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пуанкаре Анри

Пуанкаре, Анри (1854-1912) — французский математик, физик и философ; член Парижской академии наук (с 1887). Одновременно и независимо от Эйнштейна разработал основы специальной относительности теории с анализом ее приложений и математических следствий (1905). В философии Пуанкаре известен своими работами по общеметодологическим проблемам науки.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 361.


Пуанкаре Анри (1854—1912) — французских математик, член Парижской Академии Наук. Основные труды посвящены математической физике, дифференциальным уравнениям, комбинаторной топологии, небесной механике и т. д. В 1905 году одновременно с Эйнштейном пришел к специальной теории относительности. Пуанкаре внес большой вклад в развитие математики, где наряду с количественными соотношениями им были установлены факты, имеющие качественный характер. Пуанкаре считал, что законы науки не относятся к реальному миру, а представляют собой произвольные соглашения (конвенции), которые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений (Конвенциализм). По словам Ленина, суть дела «теории Пуанкаре сводится к отрицанию... объективной реальности и объективной закономерности природы» (Т. 18. С. 170).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 376.


Пуанкаре (Poincare) Жюль Анри (1854-1912) - французский математик, физик и философ. С 1887 года - член Парижской Академии наук. Внес большой вклад в развитие целого ряда областей чистой математики и математической физики, предвосхитил многие идеи теории относительности. Его работы по философии науки - «Наука и гипотеза» (1902), «Ценность науки» (1905), «Наука и метод» (1908), «Последние мысли» (1913) - отличались глубоким анализом научных проблем и пересмотром мировоззренческих и методологических оснований классической науки. В них получили развитие такие важные проблемы научного познания, как взаимоотношение математики и опыта, природа пространства и времени, значение гипотез в познании, проблема объективности науки и др. Ядром его концепции, получившей название конвенционализма, является трактовка общих принципов и универсальных научных законов (например, закона сохранения энергии) как условно принимаемых положений - конвенций. Пуанкаре доказывал, что такие принципы не относятся непосредственно к реальному миру, а представляют собой принятые учеными соглашения для наиболее удобного описания соответствующих явлений. Однако произвольность выбора таких конвенций ограничена как потребностью в максимальной простоте создаваемых на их основе теорий, так и необходимостью успешного их использования.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 218.

Сочинения: Избранные труды. Т. 1-3. М., 1971-1974: О науке. М., 1983; Последние работы. М.-Ижевск, 2001; Принцип относительности. Сб. работ классиков релятивизма (Г А. Лоренц, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Г. Минковский). М.-Л., 1935.


Пуанкаре (Poincare) Жюль Анри (29.4.1854, Нанси,— 17.7.1912, Париж), французский математик и методолог науки, автор классических работ по теории функций, топологии, математической физике. В 1905 году независимо от А. Эйнштейна Пуанкаре развил математические следствия «постулата относительности». В области оснований математики был непосредственным предшественником интуиционизма. Научное творчество Пуанкаре в последние десять лет его жизни протекало в атмосфере начавшейся революции в естествознании, что обусловило его интерес к философским проблемам науки и методологии научного познания. Философская доктрина Пуанкаре получила название конвенционализма. Основные положения (принципы, законы) научных теорий (за исключением арифметики) не являются, согласно Пуанкаре, ни синтетическими истинами a priori (в смысле Канта), ни истинами a posteriori (в смысле материалистов 18 века); они суть условные положения, единственным абсолютным требованием для которых является непротиворечивость. Выбор тех или иных положений из множества возможных произволен, если отвлечься от практики их применения. Однако поскольку в познании мы руководствуемся практикой, произвольность выбора основных принципов (законов) ограничена, с одной стороны, потребностью нашей мысли в макс. простоте теорий, с другой — необходимостью успешного их использования. В границах этих требований остаётся известная свобода выбора, обусловленная относительным характером самих этих требований. Не отрицая объективной истины в науке, Пуанкаре усматривал её только в законах, выражающих на языке математики «гармонию природы» с такой полнотой, с какой это может сделать человеческую разум, ограниченный определенными условиями познания. Однако и эта истина, по словам Пуанкаре, похожа на призрак, указывающий цель, но абсолютно недостижимый. Критика философских взглядов Пуанкаре дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (ПСС, т. 18).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в рус. пер.: Ценность науки, М., 1906; Наука и гипотеза, СПБ, 19062; Наука и метод, СПБ, 1910; Математика и логика, в сб.: Новые идеи в математике, сб. 10, П., 1915; Математич. творчество, в кн.: Адамаp Ж., Исследование психологии процесса изобретения в области математики, М., 1970; Избр. труды, т. 1—3, М., 1971—74.

Литература: О жизни   и деятельности А. Пуанкаре, «Вестник опытной физики и элементарной математики», 1912, № 566; «Acta mathematica» 1921—23, t.  38—39; D a n t z i g   T., H. Poincare, N. Y.— L. 1954.


Пуанкаре (Poincaré) Анри (29 апреля 1854, Нанси – 17 июля 1912, Париж) – французский математик и философ науки. Учился в Политехнической школе в Париже (1872–75). В 1870 получил докторскую степень в Национальной Высшей Школе за исследование в области дифференциальных уравнений. С 1881 и до конца жизни преподавал в Сорбонне. С 1887 – член Французской Академии наук, с 1906 – президент этой академии.

Пуанкаре – автор многочисленных (около 500) работ, посвященных широчайшему спектру проблем чистой и прикладной математики, оптики, теории электричества, газовой гидродинамики, статистической механики, теории вероятностей, небесной механики. В каждую из этих областей знания он внес огромный вклад, но наиболее значительными признаны его исследования в области теории небесной механики. Часть этих исследований изложена в работе «О проблеме трех тел и об уравнениях динамики», за которую в 1889 Пуанкаре получил международную премию короля Оскара II. В исследованиях по теории равновесия вращающихся жидкостей Пуанкаре дал объяснение стабильности колец Сатурна и существования двойных звезд. Занимаясь вопросами динамики электрона, в 1905 Пуанкаре независимо от А.Эйнштейна получил ряд результатов специальной теории относительности.

Главные свои результаты Пуанкаре суммировал в фундаментальном труде «Новые методы небесной механики» (т. 1–3, 1892–99), а также в отдельной книге, специально посвященной вопросам абстрактной математики, прежде всего топологии (Позициональный анализ, 1895). Его перу принадлежит также «Курс математической физики» в 12 т., в котором представлено содержание лекций, прочитанных в Сорбонне.

Пуанкаре принадлежит также большая серия публикаций, посвященных общим вопросам научного мышления. Важнейшие среди них – «Наука и гипотеза» (1903), «Ценность науки» (1905), «Наука и метод» (1908). Одной из центральных тем этих работ (особенно в «Науке и гипотезе») является психология научного творчества. Интерес Пуанкаре к этой области объясняется спецификой мышления самого ученого: с одной стороны, он обладал фантастической памятью, запоминал с первого раза и держал в памяти огромное количество информации, мог проделывать в уме сложнейшие математические вычисления, с другой – обладал редкостной способностью визуализировать самые абстрактные идеи, превращать их в чувственно-наглядные, пространственные образы. Отсюда его внимание к той стороне научной деятельности, которая обычно предстает как противоположность методичной, «расчетной» работе рассудка – творческому воображению. Он был уверен, что в основе любой научной теории лежат априорные (т.е. предшествующие не только опыту, но и всякому содержательному рассуждению) принципы, которыми научный разум обязан творческому воображению. Эти принципы не только независимы от логики как системы строгих правил, которым следует рациональное мышление, но даже более фундаментальны, нежели эти правила. Превращение подобных принципов в систему, а также организация совместной деятельности ученых, использующих эти системы и принципы как каркас научных теорий, происходит в результате гласного или негласного соглашения – «конвенции», которую заключают члены научного сообщества. Такие представления Пуанкаре оказались весьма важными для формирования интуиционистской школы математиков, обсуждавших в нач. 20 в. проблему оснований математики, а также для формирования конвенциализма как особой философско-методологической программы. Пуанкаре принимал активное участие в дискуссиях между представителями традиционного («логицистского» или «формалистского») и нетрадиционного, интуиционистского направлений.

Согласно Пуанкаре, новая научная концепция начинается с творческого озарения, но предпосылкой такого озарения служит долгая, упорная, зачастую незаметная для самого ученого подсознательная работа мысли. Эта подсознательная работа – прелюдия научного творчества, вспышка интуиции – «звездный час» творческого процесса, за ними следует долгая методичная работа по организации научного знания под углом зрения удобства его использования и освоения. Такие представления о научном мышлении и содержании научного знания заставили существенно пересмотреть понятие объективности знания. Пуанкаре отвергает как научно неоправданное представление о познании реальности (трактуемой как «внешний мир», полностью независимой от разума) в качестве конечной цели познания.

Реальная история науки для Пуанкаре – не только источник наглядных иллюстраций общих схем, которые использует научный разум в своей работе. Напротив, этот разум по сути своей историчен: развитие науки – отнюдь не «приращение знания», не накопление фактов, поскольку сам фактический состав науки органически включает прежние вспышки интуиции, и осознание необходимости этой творческой компоненты науки, к которому приводит знакомство с историей науки, оказывается важной психологической предпосылкой новаторского духа, без которого невозможна наука.

А.Ф. Зотов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 386-387.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Ценность науки. М., 1906;

Наука и гипотеза. СПб., 1906;

Наука и метод. СПб., 1910;

Математика и логика. – В сб.; Новые идеи в математике, вып. 10. П., 1915;

Математическое творчество. – В кн.: Адамер Ж. Исследование психологии изобретения в области математики. М., 1970;

Избр. труды, т. 1–3. М., 1971–74;

О науке. М., 1983.

Литература:

Dantzig T. Poincaré. N. Y.–L., 1954;

Appell P.H. Poincaré. Ρ., 1925.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС