Рокотов Федор Степанович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Рокотов Федор Степанович

1735-1808

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Степанович Рокотов

Императрица Екатерина II.
Портрет Ф.С. Рокотова. 1763 года.

РОКОТОВ Федор Степанович (1735(?) —1808) — живописец-портретист, из крепостных. Автор филигранных по технике, глубоко поэтичных, одухотворенных портретов современников. Портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, писателя А. П. Сумарокова и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 435.


РОКОТОВ Федор Степанович (1735-12.12.1808), живописец-портретист. Из крепостных.

В биографии Рокотова многое еще не выявлено. Он происходил из крестьян подмосковной вотчины князя П. И. Репнина, но смог освободиться от крепостной зависимости. Рокотов стал известен вельможе и меценату И. И. Шувалову, по распоряжению которого был принят в Академию художеств. Быстро овладел мастерством портретиста. В ранних парадных портретах Г. Г. Орлова (1762 — 63), вел. кн. Павла Петровича (1761), Екатерины II (1763) видно, что он прекрасно усвоил приемы западноевропейского парадного портрета и традиции русского портрета 1-й пол. XVIII в.

После получения звания академика Академии художеств Рокотов покинул в 1766 Петербург и переехал в Москву. В 1770-е создал ряд камерных портретов — поэта В. И. Майкова, сочинителя Н. Е. Струйского и его жены, писателя А. П. Сумарокова, членов семьи И. И. Воронцова, “Неизвестного в треуголке”, “Неизвестной в розовом платье” и др. Модели Рокотова объединены неким духовным родством, внутренней жизнью, отстраненностью от суеты и погони за мимолетными успехами. Рокотовские портреты узнаваемы: у его моделей удлиненные, слегка прищуренные глаза, едва заметная грустная улыбка, полная загадочности; лицо и часть фигуры портретируемых выступают из темноты, окутанные воздушной дымкой.

В 1780-е таинственную полумглу на портретах сменяют более отчетливые красочные тона и более определенные объемы (портреты В. Н. Новосильцевой, 1780, Е. В. Санти, 1785, В. Н. Суровцевой, 1785, и др.). Увлекавший Рокотова идеал красоты и человеческого достоинства предстает теперь как свойственное людям чувство высокого духовного превосходства, собственной значимости, с легким оттенком разочарованности. Рокотов дает яркие индивидуальные характеристики портретируемых, за внешней замкнутостью проступает богатый духовный мир личности.

Л. В. Вдовина

Русское небо


 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС