Самарин Юрий Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Самарин Юрий Федорович

1819-1876

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Юрий Федорович Самарин

Самарин Юрий Федорович (21.04(3.05). 1819, Петербург — 19(31).03.1876, Берлин) - философ и публицист, идеолог славянофильства. Один из главных разработчиков Положения 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. После окончания Московского университета защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (1844), в которой содержались важные для последующего развития славянофильского учения идеи. «Западные вероисповедания» (т. е. католичество и протестантизм) представлены Самариным как «уклонения от церкви православной», что явилось предпосылкой последующей славянофильской критики западной цивилизации. Критика Самариным «идеи отвлеченно общего» (католицизм) и «идеи отвлеченной личности» (протестантизм) была впоследствии продолжена Киреевским в работе «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852). В письме к Гоголю (1846) Самарин отмечал, что после периода «философского отрицания» он пришел к осознанию христианства как основополагающего начала всей жизни и творчества. Христианская философия Самарина основана на убеждении в том, что религиозная вера формирует норму и закон человеческого существования и что она сознается всем человеческим существом и верой. Преодолев влияние философии Гегеля, Самарин присоединяется к А.С. Хомякову в качестве ее критика. Он указывал на тесную связь между гегелевской философией и материализмом, а также социализмом, на связь, которая коренится в глубинах философского рационализма, ведущего, по мнению Самарина, в конечном счете к автономизации личности и социальной разобщенности - основной болезни современной цивилизации. Самарин разработал собственную концепцию цивилизации, ядром которой считал проблему «Россия и Запад». В ней Самарин проводит различие между степенью развитости цивилизации, ее возрастом и ее содержанием, «определяющим ее достоинство», а также различие между цивилизацией наносной, «заемной», и цивилизацией как «органического и своеобразного продукта народной жизни». Степень развитости цивилизации, определяемая «совокупностью условий жизненного комфорта», не является критерием ее достоинства. По Самарину, значение имеет не показатель социально-экономического и политического развития цивилизации, а ее «содержание», обусловленное коренными особенностями народного быта. В 1864 году Самарин вступил в полемику с Герценом, который ответил ему публикацией в «Колоколе» серии «Писем к противнику». Герцен, как и Самарин, главной отличительной чертой российской цивилизации считал наличие в русской жизни крестьянской общины. Однако Самарин рассматривал общину как социальный фундамент развития «православно-русской цивилизации», «общинное начало» называл «освященным и оправданным началом духовного общения, внесенным в него церковью», защищал общину от обвинения в том, что она подавляет личность, ее свободу и социальную активность. Герцен же видел в общине социально-политический зародыш будущего социалистического переустройства общества, важный фактор преобразования самодержавного государства в федерацию «вольных общин». Самарин внес значительный вклад в развитие и популяризацию философии славянофилов, был составителем и комментатором первого собрания сочинений А. С. Хомякова. Основные произведения Самарина: «О мнениях «Современника», исторических и литературных» (1847), «На чем основана и чем определяется верховная власть в России» (1853-1856), «О народном образовании» (1856), «Два слова о народности в науке» (1856), «Несколько слов по поводу исторических трудов г. Чичерина» (1857), «Письма о материализме» (1861), «По поводу мнения «Русского вестника» о занятиях философией, о народных началах и об отношении их к цивилизации» (1863), «Иезуиты и их отношение к России» (1866), «Задачи психологии» (1874) и др.

А. А. Попов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 547.

Сочинения: Соч.: Т. 1-10, 12. М., 1871-1911; Избр. произв. М., 1996; Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997; Православие и народность. М., 2008; Собр. соч.: В 5 т. / Под ред. А. Н. Николюкина. Спб., 2013. Т. 1 (изд. продолжается).

Литература: Введенский С. Н. Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина. Казань, 1899; Нольде Б. Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926 (2-е изд. - М., 2003); Теория государства у славянофилов. Спб., 1898; Славянофильство: pro et contra: Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Спб., 2006.


Вернуться на главную страницу Самарина

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС