Секст Эмпирик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Секст Эмпирик

200-250

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Секст Эмпирик

Секст Эмпирик (ок. 200 —ок. 250) — греческий философ и врач, последователь Энесидема. В сохранившихся сочинениях Секста Эмпирика — «Пирроновы основоположения» и «Против математиков» — содержится сводка всех аргументов, с помощью которых античный скептицизм опровергал представление «догматической» философии о возможности доказательного, неоспоримого знания. Доказывая невозможность каких-либо общеобязательных научных, теологических, этических и т. п. истин, Секст Эмпирик рекомендовал воздержание от всякого решения, знания, чтобы тем самым достигнуть душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и есть цель философии. Секст Эмпирик предлагал руководствоваться в жизни естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего обычным здравым смыслом.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 401-402.

Секст Эмпирик (200-250) - древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения Секста Эмпирика: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно Сексту Эмпирику, "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее".

Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, Секст Эмпирик утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки...". В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно Сексту Эмпирику, на обладание истиной, Секст Эмпирик утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя "ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности". Секст Эмпирик систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Секст Эмпирик (Σέξτος 6 Εμπειρικός) (2-я пол. 2 в.— нач. 3 в.), древнегреческий философ, систематизировавший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пирроновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», т. е. против теории музыки) — главный источник наших сведений об античном скептицизме.

В поисках предшественников скептицизма Секст Эмпирик обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана, и ищет у них элементы скептического взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По Сексту Эмпирику, «начало и конец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», которая достигается воздержанием от суждений («Пирроновы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, которым Секст Эмпирик приписывает категорические утверждение о недоступности истины, и в отличие от других философских школ, которым Секст Эмпирик приписывает претензию на обладание истиной и которые он характеризует как догматические, Секст Эмпирик утверждает, что скептики ищут истину. Согласно Сексту Эмпирику, «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности» («Пирроновы основоположения» I 10). Секст Эмпирик систематизировал выдвигавшиеся его предшественниками так называемые скептические тропы, т. е. аргументы в пользу воздержания от суждений. Доводя скептицизм до его логического завершения, Секст Эмпирик не считал бесспорными также и все скептические аргументы против возможности знания («Пирроновы основоположения» I 206).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в   рус. пер.: Соч., вступ. ст. и пер. А. Ф. Лосева, т. 1—2 М.,   1975—76.

Секст Эмпирик (Σέξτος ὁ ἐμπειρικός) (2-я пол. 2 в. н.э.) – греческий философ, последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения – «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 кн.) – являются важным источником по истории античной философии и основным – по истории пирронизма. Хотя Секст Эмпирик не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IХ 116), а св. Григорий Богослов называет его и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей церковь, симптомы которой – противоположные речи (orat. 21).

В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ὑποτυπώσεις – «Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις) Секст Эмпирик вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] – надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» – положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекают отказ от догматизма, воздержание от суждений (эпохе) и невозмутимость (Pyrrh. I, 1–30). Далее Секст Эмпирик суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы – способы осуществления эпохе: 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31–186); дает толкование основных выражений скептического словаря – «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I, 187–209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых Секст Эмпирик усматривает отдельные скептические моменты (I, 210–241). Во II и III книгах он дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т.е. философов, выдвигавших положительное учение, δόγματα – «догматы»), излагая материал в традиционной последовательности школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т.п., кн. ii), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т.п., кн. III, 1–167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить, кн. III, 168–279).

Книги VII–XI сочинения «Против ученых» (лат. Adversus Mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений» – ср. названия: «Против логиков» (Adv. Math. VII–VIII), «Против физиков» (IX–X) и «Против этиков» (XI), – но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии – здесь Секст Эмпирик приводит ценнейший доксографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма он обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя ТимоНу из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. Math. VII, 48–260). Книги I–VI трактата «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам – грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат Секста Эмпирика.

 Секст Эмпирик ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью его имени прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной – он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (Diog. L. IX 116, ср. Galen. De nat. facult., p. 52, 11 Kuhn: Μηνόδοτος ὁ ἐμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема – практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам Секста Эмпирика, «скептик из человеколюбия (διὰ τὸ φιλάνθρωπος εἶναι) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. III, 280).

Сочинения Секста Эмпирика в переводе на латынь получили широкое распространение во 2-й пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.

М.А. Солопова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 511-512.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Sextus Empiricus, Works, with engl. transl. by R.G.Bury, vol. 1–4. Cambr., 1933–49;

Against the Grammarians (Adv. Math. I), introd. and comm. by D.L.Blank. Oxf., 1998;

в рус. пер.: Три книги Пирроновых положений, пер. Н.В.Брюловой-Шакольской (1913);

Соч., общ. ред. А.Ф.Лосева, т. 1–2. М., 1975–76.

Литература:

Heintz W. Studien zu Sextus Empiricus. Halle, 1932;

Janácek K. Sextus Empiricus’ Sceptical Methods. Prague, 1972;

House D.К. The life of Sextus Empiricus. – «Classical Quaterly» 30, 1980, p. 227–238;

Brunschwig J. Sextus Empiricus on the criterion. – Dillon J.M., Long A.A. (eds.). The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berkl. – Los Ang. – L., 1988, p. 145–75;

Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, ANRW II 36, 4, 1990, p. 2582–2607;

Ciannantoni G. (ed.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Napoli, 1992.

См. также лит. к ст. Скептицизм.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС