Сигер Брабантский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сигер Брабантский

1235-1282

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сигер Брабантский

Сигер Брабантский (около 1235—1281/84 гг.). Сигер Брабантский получил образование в Парижском университете, в котором между 1260 и 1265 гг. стал преподавать. Он был представителем радикального аристотелизма (аверроизма) в университете, но после осуждения церковью его основных положений в 1270 г. отказался от некоторых своих взглядов. Впоследствии по своим убеждениям приблизился к позициям, занимаемым Фомой Аквинским в области философии и теологии. Он испытывал глубокий интерес к вопросам психологии, логики, метафизики, естественной философии, этическим и политическим проблемам. Сигер Брабантский был сторонником теории, утверждавшей, что философия является областью знаний, хотя и доказуемых, но всего лишь возможных, и не зависящих от теологической доктрины. Его стремление установить связь между разумом и верой подверглось жестокой критике со стороны духовенства в 1276 и 1277 гг. Данте реабилитировал этого ученого, поместив его среди двенадцати мудрецов в Раю.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 233-234.


Сигер Брабантский (ок. 1235 — ок. 1282) — средневековый философ, один из основателей латинского аверроизма. Преподавал на факультете искусств Парижского университета, за свои взгляды дважды был осужден судом инквизиции. Философская основа воззрений Сигер Брабантский — аристотелизм, преимущественно в аверроистском истолковании, хотя в ряде пунктов взгляды Аверроэса и Сигера Брабантского существенно различались. Проблему соотношения разума и веры, философии и религии Сигер Брабантский решал менее радикально: им была сформулирована теория двойственной истины (истины философии и теологии могут противоречить друг другу). Рассматривая проблему отношения бога и мира, Сигер Брабантский отрицал творение богом мира из ничего, божественное провидение, разделение бытия на сущность и существование. Бог трактуется как перво-двигатель, первопричина совечного ему материального мира, а творение — как вневременной процесс. Сигер Брабантский развивал идею всеобщего детерминизма: божественная деятельность носит характер не свободно волевой, а необходимый (эта точка зрения ведет к деперсонализации бога); не существует свободы воли у человека; процессы и события на Земле детерминированы движением небесных тел (т. е. имеют не внеприродные, божественные, а естественные причины). Эта астрологическая концепция, почерпнутая из араб, философии, дополняется идеей вечного повторения, циклического характера мировых процессов. Исходя из аристотелевского понимания души как формы тела, Сигер Брабантский связывал деятельность индивидуальной души с чувственным познанием и утверждал, что она, в отличие от бессмертного человеческого разума, гибнет вместе с телом.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 406.


Сигер Брабантский (Siger de Brabantia) (ок. 1240, герцогство Брабантское – ок. 1284, Орвьето) – средневековый философ, основоположник латинского аверроизма. Преподавал на факультете искусств Парижского университета. Учение Сигера Брабантского дважды подвергалось церковному осуждению (в 1270 и в 1277). В 1276 должен был предстать перед судом французской инквизиции, но уехал в Италию, чтобы обратиться к папскому суду. Основные сочинения – «Вопросы к третьей книге «О душе»» (Quaestiones in tertium De anima), «О счастье» (De felicitate), «О вечности мира» (De aeternitate mundi), «О разуме» (De intellectu), «Вопросы о разумной душе» (Quaestiones de anima intellectiva), «О необходимости и случайности причин» (De necessitate et contingentia causarum), комментарии к «Физике», «Метафизике» и другим сочинениям Аристотеля.

Сигер Брабантский считал, что разум способен иметь истинное знание обо всем сущем, а потому философское рассмотрение самодостаточно и не зависит от теологии, хотя расхождение заключений разума с положениями вероучения не ставит под сомнение истин веры (см. «Двойственной истины» теория). В философии – представитель радикального аристотелизма, причем следовал в основном толкованию Аристотеля, данному Аверроэсом. Считая, что существование означает сущность в ее наибольшей актуальности, Сигер распространял т.о. тождество сущности и существования, допускаемое Фомой Аквинским только для Бога-Творца, на все сотворенное сущее. Утверждение о творении из ничего должно быть принято верой как опирающееся на авторитет Писания, но при философском рассмотрении творения необходимо допустить существование несотворенной материи. Бог – Творец в том смысле, что Он – Перводвигатель и первая действующая причина. Поскольку действию причины всегда сопутствует некий результат, то Бога как причину нельзя мыслить, не полагая вместе с тем результата ее действия: поэтому сотворенное сущее есть всегда, т.е. тварный мир вечен.

В учении о душе Сигер придерживался концепции единого разума (см. Монопсихизм). Возможный интеллект, сам по себе обособленный, один для всего человеческого рода – низшая из самостоятельных духовных субстанций, способная в соединении с материальными существами определять их форму. Возможный интеллект – чистая потенция; он актуализируется благодаря действию активного интеллекта, который Сигер отождествлял с Богом. В той мере, в какой активный интеллект участвует в человеческом акте понимания, он может рассматриваться как часть души. Возможный интеллект получает множественное существование, соединяясь с душами отдельных людей. Интеллект объединен с телом не в своем бытии, но в своих операциях; поскольку все его действия осуществляются через посредство познавательных способностей человека, непосредственно связанных с телом, разумная душа есть акт и форма человеческого тела, определяющая вид (природу) человека как разумного живого существа. Человеческий интеллект способен к познанию обособленных разумных субстанций и Бога; акт, посредством которого постигается Бог, – это действие самого Бога. В постижении сущности Бога состоит высшее счастье человека в этой жизни. Индивидуальная человеческая душа не бессмертна, о бессмертии разумной души можно говорить лишь в смысле воссоединения ее после смерти индивида с единым вечным разумом. Учение Сигера о душе было подвергнуто критике Фомой Аквинским в трактате «О единстве интеллекта против аверроистов», а также другими теологами.

В.П. Гайденко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 527-528.


Сигер Брабантский (Siger de Brabant) (ок. 1235 — ок. 1282, Орвието), средневековый философ, один из основателей западноевропейского аверроизма. Профессор факультета искусств Парижского университета. В трактатах «О разумной душе», «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин» и в комментариях к «Физике», «Метафизике» и другими сочинениям Аристотеля сформулировал учение о двойственной истине: истина рационального знания может приходить в противоречие с истиной религ. откровения. Признавая существование бога как первопричины, Сигер Брабантский отрицал творение «из ничего» и считал, что мир «совечен» богу; бог не свободен в своём отношении к миру, в котором господствуют им же установленные закономерности, воплощённые, в частности, в движении небесных тел. Человеческий разум (интеллект), по Сигеру Брабантскому, представляет собой вечную и несотворённую нематериальную субстанцию, индивидуальная же человеческая душа смертна. Взгляды Сигера Брабантского и его сторонников были осуждены церковью (в 1270 и 1277 годы), с их опровержением выступили Альберт Великий, Фома Аквинский, Р. Луллий. Сигер Брабантский был предан суду инквизиции, вызван к папскому двору, где во время следствия был убит своим секретарём. Взгляды Сигера Брабантского оказали влияние на мировоззрение Данте, падуанской школы аверроистов, Помпонацци, Пико делла Мирандолы. Мвкв.: Mandonnet Р., Siger de Brabant..., v. l—2, Louvain, 1908—11; Steenberghen F. van, Siger de Brabant, v. 1—2, Louvain, 1931—42.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Ш е в к и н а Г. В., С. Б. и парижские аверроисты 13 в., M., 1972; Быховский Б. Э., С. В., М., 1979; Grabmann M., Der lateinische Averroismus des 13. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung, Munch., 1931; P a l m a G., La dottrina sull'unita dejl'intelletto in Si-gieri di Brabante, Padova, 1955.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Mandonnet P. Siger de Brabant et l’averroisme latin au XIII-e siècle, v. 2. Louvain, 1908;

Steenberghen F. van. Siger de Brabant d’après ses oeuvres inédites, 2 v. Louvain, 1931–42;

Graiff C.A. Siger de Brabant: Quaestions sur la Métaphysique. Louvain, 1948;

Philosophes mediévaux. Louvain, v. XII, 1972; v. XIII, 1974; v. XXIV, 1981; v. XXV, 1983.

Литература:

Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972;

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979;

Steenberghen F. van. Les oeuvres et la doctrine de Siger de Brabant. Bruss., 1938;

Nardi B. Sigieri di Brabante nel pensiero del Rinascimento italiano. Roma, 1945;

Maurer A. Esse and Essentia in the Metaphysics of Siger of Brabant. – «Medieval Studies», 8, 1946, p. 68–85.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС