Скрябин Александр Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Скрябин Александр Николаевич

1871-1915

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Николаевич Скрябин

Скрябин Александр Николаевич (1871 — 1915) — российский деятель культуры, композитор, пианист и педагог.

В 1890-х гг. выступал с концертами в ряде городов России и в странах Западной Европы, исполняя свои и чужие произведения. В 1898—1903 гг. — профессор Московской консерватории по классу фортепиано. В 1904—1909 гг. жил в Швейцарии, Франции и Италии, совмещая творческую работы с гастролями по Европе и Америке. С 1910 г. поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912) и Великобританию (1914). Игра пианиста отличалась исключительной одухотворенностью, тонкой нюансировкой и виртуозной техникой. Как композитор создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств.

Под влиянием стиля модерн стремился объединить все виды искусства, синтезировать художественные средства, что проявилось в его симфониях и симфонических поэмах — «Поэмаэкстаза» (1907), «Прометей» («Поэмаогня», 1910). При исполнении последней увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, хор без слов и специальную партию света. Среди фортепианных произведений центральное место занимали одночастные 6—10-я сонаты (1911 — 1913), частичное воплощение грандиозного замысла — «Мистерии» — некоего художественно-литургического действа с участием разных видов искусства.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 470.


Скрябин Александр Николаевич (1871, Москва -1915, там же) - композитор. Род. в дворянской семье. Мать - талантливая пианистка - вскоре умерла, отец-дипломат жил за границей с новой семьей и редко видел сына. Скрябин воспитывался двумя бабушками и теткой, рано заметившими его исключительную любовь к музыке. В 1882 поступил во 2-й Моск. кадетский корпус и с лета того же года стал регулярно заниматься музыкой: сочинял сам, выступал публично, проявив зрелый, яркий талант. Поступление в Моск. консерваторию в 1888 окончательно определило его жизненный путь. Вскоре Скрябин приобрел славу виртуозного, одухотворенного пианиста ("инструмент у него дышал"). В 1891, окончив консерваторию, совершил с огромным успехом европейское турне. В 1898 - 1903 был профессором Моск. консерватории. Наряду с концертной деятельностью в России и за границей Скрябин, этот, по словам Ф.И. Шаляпина, "титан русской музыки", проявил себя выдающимся композитором, создав такие произведения, как "Поэма экстаза", "Божественная симфония", "Прометей", 10 фортепианных сонат и др. Музыковед, академик Б.В. Асафьев писал: "Музыка Скрябина - это неудержимое глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. В ней взаимно сопутствуют друг другу постоянная неудовлетворенность и напряжение всех сил - и она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была "взрывчатым", волнующим и беспокойным элементом культуры".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.


Скрябин Александр Николаевич (25.12.1871 (6.01.1872), Москва - 14(27).04.1915, Москва) - композитор и пианист, оказавший большое влияние на интеллектуальную атмосферу России начала XX века. Художественно-эстетическое мировоззрение Скрябина имело философское основание, весьма противоречивое, но не лишенное глубины и своеобразия, судить о котором возможно по философским записям, опубликованным в 1919 году Гершензоном в сборнике «Русские пропилеи» (т. 6), а также по программным поэтическим текстам к ряду его музыкальных сочинений. Его характеризует сочетание гносеологического и психологического солипсизма, сложившегося главным образом под влиянием учения о трансцендентальном Я И. Фихте, имманентизма И. Шуппе, с универсализмом, связанным с идеей мирового, надличностного сознания. Существенно влияние на С. А. Шопенгауэра, его учения о мировой воле, страдании как ее объективации и освобождении от нее как цели и конца истории. Скрябин исходит из достоверности личного индивидуального сознания, отождествляемого с субъективным творчеством: «Мир есть результат моей деятельности, моего творчества, моего хотения (свободного)». Действительность сводится Скрябиным к сфере деятельности, творчества, развертывающегося в области сознания. Познание мира для Скрябина есть познание природы собственного творчества, творчество же до конца необъяснимо. Вопрос о природе индивидуального сознания весьма проблематичен, ибо Я, сознающее свои переживания, есть абсолютное ничто: «Я ничто, Я только то, что я создаю. Все, что существует, существует только в моем сознании». Неудовлетворенность такой позицией подводит Скрябина к идее об универсальном сознании, которое перестает быть личным и в то же время рассматривается как сверхиндивидуальная сторона моего Я: «Мир есть ряд состояний одного и того же универсального сознания». У Скрябин отсутствует понятие истины, но есть абсолютная ценность - жизнь, осмысленная как «свободная игра», «всесоздающее хотение», «творческий порыв». Историю мира Скрябин рассматривает как цепь порывов гения, вечно разрушающего и восстанавливающего божественную гармонию, отрицающего себя (или Бога, что, впрочем, для Скрябина одно и то же). История заканчивается всемирным экстазом, достигаемым в коллективной мистерии и граничащим с небытием. В целом философские записи Скрябина не создают впечатления строго очерченной системы, это прежде всего психологический документ, описание личных мистических переживаний. Мистический опыт Скрябина, при всей разности метафизических позиций, имеет немало общего, например, с аналогичным опытом В. С. Соловьева: отметим эротизм влечения к вечноженственному началу («Я хочу взять мир, как женщину», - писал Скрябин), соподчинение процесса индивидуализации и универсализации, но Скрябин склонен абсолютизировать всякое движение: влечение к единству и отпадение, жизнь и смерть, наслаждение и страдание - все тонет друг в друге, все равносильно и покрывается мистериально-эсхатологическим ощущением. Задачей искусства Скрябин считал преображение жизни; оттеняя материальный характер этого процесса, он стремился к синтезу искусств, в к-ром воедино сплавляется музыка, поэзия, свет (световая партитура была написана к симфонической поэме «Прометей» (1910), в которой соединялись оркестр, фортепьяно, орган, хор и световая клавиатура, еще не осуществленная в то время), все это в конечном счете вело к преодолению искусства и превращению его в литургию скрябинской религии всепоглощающего Я. Последние годы жизни Скрябин мечтал о сочинении мистерии - литургического действа, в котором должно было осуществиться преображение человечества в одном вселенском экстазе. Мистерия должна была происходить в специально выстроенном круглом павильоне (возможно, в Индии) в течение 7 дней, для подготовки к ней предполагалось издание специального журнала, организация кружков. Видя неосуществленность своего плана, Скрябин принимается за сочинение «Предварительного действа», в котором литургический (мистический) момент был бы связан с театральным (оно могло быть повторено, в отличие от мистерии). Творчество Скрябина вызывало интерес у русских философов: в 1902 году С. Н. Трубецкой увидел в нем признаки «нового музыкального миросозерцания»; по отзыву В. И. Иванова, «теоретические положения его о соборности и хоровом действе проникнуты были пафосом мистического реализма... мистическая подоснова миросозерцания оказалась у нас общею...», на выход скрябинских записей в 1919 году откликнулись содержательными работами Лосев и Лапшин.

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 566-567.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Поэма экстаза. Поэтический программный текст. Женева, 1906;

Записки А. Н. Скрябина // Русские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. М., 1919. Т. 6;

Письма. М., 1965.

Литература:

Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин М., 1989.

Альшванг А. А. О философской системе А. Н. Скрябина // Альшванг А. А. Избр. соч.: В 2 т. М., 1964. Т. 1;

Асмус В. Ф. А. Н. Скрябин в письмах // Скрябин А. Письма. М., 1965;

Иванов В. И. Национальное и вселенское в творчестве Скрябина. Взгляд Скрябина на искусство // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник, 1983. Л., 1985;

Иванов В. И. Скрябин и дух революции// Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994;

Лапшин И. И. Заветные думы Скрябина. Пг., 1922;

Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина. М., 1985;

Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина// Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990;

Мандельштам О. Э. Скрябин и христианство // Мандельштам О. Э. «И ты, Москва, сестра моя, легка...». М., 1990;

Сабанеев А. А. Скрябин, Пг., 1916;

Бальмонт К. Д. Светозвукв природе и световая симфония Скрябина. М., 1917;

Шлецер Б. Ф. От индивидуальности к всеединству // Аполлон, 1916, № 4/5;

Шлецер Б. Ф. А. Скрябин. Т. 1. Личность. Мистерия. Берлин, 1923;

Философия. Литература. Искусство: Андрей Белый - Вячеслав Иванов - Александр Скрябин. Сер. «Философия России первой половины XX века» / Под ред. К. Г. Исупова. М., 2013.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС