Спасовский Михаил Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Спасовский Михаил Михайлович

1890-1971

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Михайлович Спасовский

Нелепо приписывать евреям все те беды...

СПАСОВСКИЙ Михаил Михайлович (26.03[7.04].1890—9.07.1971), публицист и общественный деятель. Родился в С.-Петербурге в дворянской семье. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1915. Еще будучи студентом стал редактором-издателем ежемесячного студенческого журнала «Вешние воды». Как позднее вспоминал К. В. Сахаров, «политическое кредо наших сборников было самое простое — русское, пытливое и ищущее, вне всякого партийного политиканства… Пожалуй, именно это невольно и привлекало к себе доброжелательное внимание многих противников разложения и разрушения Исторической России». И «среди “студенческих фамилий” все чаще и чаще стали мелькать имена проф. П. И. Ковалевского, проф. В. М. Грибовского, акад. А. И. Соболевского, проф. П. Е. Казанского, “балалаечника” В. В. Андреева, священника-публициста А. П. Устьинского…» Активным сотрудником «Вешних вод» был В. В. Розанов, с которым Спасовский познакомился и подружился в 1913: «Так в журнале обосновался, под личной редакцией Розанова, своеобразный отдел “Из жизни, исканий и наблюдений студенчества”. Нужно ли говорить, что этот отдел еще шире раздвинул круг читателей “Вешних вод”, сделав этот журнал центром “наиболее думающего” (по выражению Розанова) русского студенчества». Спасовский также тесно сотрудничал с Союзом Русского Народа, печатался в «Вестнике Союза Русского Народа» и «Русском знамени».

После большевистского переворота Спасовский, проживая в Петрограде, безуспешно пытался осуществить издание газеты «государственного направления», для которой, по его просьбе, М. О. Меньшиков весной 1918 специально написал 4 статьи.

В 1924 Спасовский окончил Академию художеств по классу архитектуры проф. Л. Бенуа. В февр. 1926 Спасовскому вместе с семьей удалось эмигрировать в Персию, где он стал придворным архитектором шаха Реза Пехлеви. В это же время Спасовский деятельно включился в политическую жизнь патриотической части белой эмиграции, проявив себя в качестве одного из самых ярких и выдающихся публицистов Русского Зарубежья. Он опубликовал (в т. ч. и под псевд. «М. Гротт» и «М. Недзвецкий») множество блестящих статей в «Двуглавом орле», «Нации», «Нашем пути», «Новом слове», «Русском авангарде», «Сигнале», «Фашисте» и др. национально-патриотических изданиях.

В н. 30-х Спасовский вступил в ряды Русского фашистского движения (см.: Русский фашизм) и быстро превратился в его признанного идеолога. Он всячески подчеркивал самобытный идеологический характер этого движения: «Нам нет надобности подражать другим народам… Мы спокойно и уверенно внимаем инстинкту нашего национального самосознания, черпаем в нем все формы своей исконно русской идеологии и этим гарантируем свое национальное самосохранение. Для построения и организации своего движения нам, русским фашистам, не нужно ничего придумывать или выдумывать — мы, как русские люди, для этого достаточно духовно богаты. Все, что нужно нам для выковывания наших лозунгов — мы берем в сокровищнице нашей великой Русской культуры (Гротт М. Истоки русского фашизма. «Фашист» [Путнам]. 1934—35, № 14).

Досконально изучив еврейский вопрос, Спасовский писал:

«Нелепо приписывать евреям все те беды, через которые проходило арийское человечество на своем историческом пути — но еще большей нелепостью будет звучать отрицание очевидного факта еврейской мании к мировому владычеству».

И добавлял:

«Быть антисемитом теперь означает быть прежде всего чистоплотным и добропорядочным человеком, т. е. таким человеком, ум и воля которого совершенно свободны от тлетворных влияний иудо-масонства — от предрассудков догнивающих теорий либерального, демократического и прочего радикального блуда. Свободный ум и свободная воля не могут не быть “антисемитами” — не могут склонять себя перед потомственными и профессиональными носителями лжи и мрака. Такова уж природа кровно чистых и духовно честных.

Только невежество в силу грубой своей организации этого не понимает и не чувствует — и только продажность закрывает глаза на очевидность».

Несколько лет Спасовский был членом Центрального исполнительного комитета Всероссийской национал-революционной партии, созданной А. А. Вонсяцким. Собственное жизненное кредо он изложил в следующих словах: «В жертвенном служении своей Родине мы видим смысл своего существования. И высшую награду за все наши муки мы находим в нашей великой Освободительной борьбе. Слава России!» («Фашист», 1936, № 24). Осенью 1940 Спасовский по требованию советских властей был выслан из Тегерана через Бомбей в Шанхай, где продолжил занятие публицистической деятельностью. После того, как под давлением японцев Российский фашистский союз (РФС) К. В. Родзаевского в Маньчжурии был вынужден в 1941 перейти на нелегальное положение в перенести свои центральные органы в Шанхай, Спасовский официально возглавил Верховный Совет РФС. Еще накануне второй мировой войны Спасовский в статье «Фашистская Россия и Германия Адольфа Гитлера» указывал: «Во всех отношениях Адольфу Гитлеру выгодно в лице Русской России видеть именно доброго союзника, а не врага. Русская же Россия только в том случае может быть союзником Германии, если последняя будет искренне стремиться и добьется освобождения России от гнета большевиков». И пророчески предупреждал, что «политика разграбления России есть политика безумия», ибо «одно только поползновение к этому уже способно восстановить весь Русский Народ против немцев» («Фашист», 1936, № 24).

В 1943 Спасовский опубликовал статью «Германия и Россия», в которой точно предсказал «гибель Германии в результате ее ошибок в отношении к России и русским». После захвата в 1949 власти в Китае коммунистами Спасовский эвакуировался на о. Тайвань, а в марте 1955 переехал в Австралию. В мае 1952 он вступил в ряды Российского Обще-национального Державного движения (РОНДД). Эту организацию, созданную убежденным русским националистом А. Уайтом в к. 40-х в Мюнхене, следует считать последним возникшим в эмиграции духовным наследником Союза Русского Народа. Под эгидой РОНДД, «борющегося против мировых темных сил, при посредстве коммунизма поработивших Россию и готовящихся поработить весь мир и уничтожить христианскую цивилизацию», Спасовский выпустил разоблачительную брошюру «Сыны погибели. Памятки о социализме и социалистах». Одновременно Спасовский продолжал много публиковаться в русской патриотической прессе: «Владимирском вестнике», «Знамени России», «Нашей стране», «Наших вестях», «России» и др. Он также был австралийским представителем основанного в Аргентине замечательным русским писателем Б. Башиловым патриотического книгоиздательства «Русь». Скончался Спасовский в Австралии.

Наумов С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Переводчик «Mein Kampf» А. Гитлера 

Спасовский Михаил Михайлович (26.03.1890-26.06[9.07].1971), председатель Союза Русских Студентов, правый публицист, литературный критик и общественный деятель, идеолог русского фашистского движения в эмиграции.

Родился в С.-Петербурге, потомственный дворянин. В 1910—1915 учился на юридическом ф-те С.-Петербургского ун-та, был председателем Союза Русских Студентов, стоявшего на позициях близких Академическому движению. Также состоял председателем Научно-литературного кружка русских студентов (ок. 200 чел.), ставившего одной из своих целей «содействовать пробуждению и развитию <...> интереса и любви к Русскому национальному литературно-художественному творчеству на почве сознания Русской национальной гордости». Еще будучи студентом стал редактором-издателем ежемесячного правого внепартийного студенческого журнала «Вешние воды», ставшего по словам В. В. Розанова центром «наиболее думающего» русского студенчества. На страницах журнала публиковались проф. П. И. Ковалевский, проф. В. М. Грибовский, акад. А. И. Соболевский, проф. П. Е. Казанский, известный музыкант и композитор В. В. Андреев и др. Активным сотрудником журнала был и сам Розанов, который редактировал раздел «Из жизни, исканий и наблюдений студенчества». Занимаясь журналистикой с 1909 (псевд. М.Гротт), в своих публицистических работах, опубликованных в сб. «Больное творчество» (1914) и «Молодая Русь» (1916), выступал с национальных и антисемитских позиций. Основной темой его литературно-критических статей было обличение и борьба с еврейским влиянием на русскую литературу, которое, с точки зрения Спасовского привело ее к глубокому кризису и потере нравственной ориентации.

В это время он также тесно сотрудничал с Союзом Русского Народа, был членом Русского Собрания, печатался в «Вестнике Союза Русского Народа», «Русском знамени», «Голосе Русского». Выражая свою общественную позицию, в 1916 Спасовский писал: «Будя других, будем сами на страже, — будем дерзновенными и гордыми в своих мечтах, ибо с нами Бог и правда! Нас не осудят за нашу беззаветную любовь к Державной Родине, нас поймут в наших страстных исканиях отзывчивой русской души».

В к. 1917 Спасовский предпринял попытку издания газеты «государственного направления», которая по его замыслу должна была продолжить линию запрещенного «Нового времени». По его просьбе весной 1918 М. О. Меньшиков и Розанов согласились принять участие в планируемом издании и прислали Спасовскому свои статьи, однако газета в свет так и не вышла. После революции поступил в Академию художеств (1918), которую закончил в 1924 по классу архитектуры. Некоторое время занимал должность проректора по хозяйственной части. В 1924—1925 состоял членом Совета и секретарем Ленинградского общества библиофилов. В февр. 1926 с семьей выехал в Тегеран и в Россию не вернулся. В Персии работал архитектором местного отделения Красного Креста, затем стал придворным архитектором шаха Реза Пехлеви.

В это же время Спасовский деятельно включился в политическую жизнь русской эмиграции, проявив себя в качестве одного из самых ярких публицистов Русского Зарубежья. Публиковался (в т.ч. и под псевд. М.Гротт и М.Недзвецкий) в журналах «Двуглавый орел», «Нация», «Наш путь», «Новое слово», «Русский авангард», «Сигнал», «Фашист» и др. С н. 1930-х вступил в ряды русского фашистского движения, став одним из его идеологов. Осуществил русский перевод книги А. Гитлера «Mein Kampf» (здесь см. конспект Майн кампф. - Ред.). В 1940 по требованию СССР был выслан из Тегерана в Шанхай. В 1941 возглавил Верховный совет Российского фашистского союза. В ходе Второй мировой войны разочаровался политикой Гитлера в отношении СССР, предупреждая Германию, что «политика разграбления России есть политика безумия», т. к.«одно только поползновение к этому уже способно восстановить весь Русский Народ против немцев» и предупреждал, что Германию в результате ее ошибок в отношении к России и русским ждет полный крах.

В 1949, после захвата власти в Китае коммунистами, Спасовский эвакуировался на о.Тайвань, а в марте 1955 переехал в Австралию. С мая 1952 — член Российского Обще-Национального Державного Движения, «борющегося против мировых темных сил, при посредстве коммунизма поработивших Россию и готовящихся поработить весь мир и уничтожить христианскую цивилизацию». Одновременно Спасовский продолжал много публиковаться в эмигрантской патриотической прессе: «Владимирском вестнике», «Знамени России», «Нашей стране», «Наших вестях», «России» и др. Скончался в Австралии (по др. данным — в Аргентине).

А. Иванов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Первый всероссийский съезд русских людей (Всероссийский Съезд Русского Собрания), проходил в С.-Петербурге 8—12 февраля 1906 г.

Второй Всероссийский Съезд Русских Людей, проходил в Москве 6—12 апреля 1906 г.

Третий Всероссийский Съезд Русских Людей (Всероссийский Съезд Людей Земли Русской), проходил в Киеве 1—7 октября 1906 г.

Четвертый всероссийский съезд объединенного русского народа (Всероссийский Съезд Русских Людей), проходил в Москве 26 апреля — 1 мая 1907.

Сочинения:

Литературные заметки // Вестник Союза Русского Народа. 1912.2 июля;

Перед разбитым алтарем// Голос Русского. 1913. 8 февр.; Больное творчество. СПб., 1914;

Маленькая история одного маленького кружка. (Из воспоминаний) // Вешние воды. Сборник Научно-литературного кружка русских студентов. СПб., 1914;

О современном писательстве // Там же; Некам адонай! // Там же. 1915. Кн.1-3;

Жизни больше!.. К вопросу о национальном воспитании // Молодая Русь. Студенческий сборник. Пг., 1916;

Истоки русского фашизма// Фашист. 1934-35, № 14;

Фашистская Россия и Германия Адольфа Гитлера // Фашист. 1936. № 24;

Как мы живем. Правила фашистского быта // Фашист. 1937. № 34—36;

О сущности фашизма // Фашист. 1938. № 42;

В. В. Розанов в последние годы своей жизни. Среди неопубликованных писем и рукописей. Берлин, 1939; Нью-Йорк, 1968;

Евреи. Шанхай, 1942;

Соборная монархия. Буэнос-Айрес, 1953;

Нам нужны герои. М., 2002

Литература:

Наумов С. Спасовский Михаил Михайлович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003;

Окороков А. В. Фашизм и русская эмиграция (1920-1945 гг.). М., 2002;

Письма Н. А. Бердяева к Э.Ф.Голлербаху / Вступ. статья и публ. А. Б.Блюмбаума и Г. А. Морева // Минувшее. 1993. Вып. 14;

Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945. М., 1992.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС