Спевсипп
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Спевсипп

407-339 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Спевсипп

Спевсипп (Speusippos): (ок. 407-339/338 гг. до н.э.). Афинский философ, сын Эвримедонта и сестры Платона Потоны. Сопровождал Платона во время его последнего визита на Сицилию, а после его смерти возглавил Академию. Написал много книг, однако до нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты. Занимал пост главы Академии вплоть до своей смерти.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 452.


Спевсипп (Σπεύσιππος) (ок. 407 до н.э., Афины – 339, там же) – древнегреческий философ-платоник. Сын сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его сочинений (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4–5, часть из них – диалоги; к этому следует прибавить трактат «О пифагорейских числах») – «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «О подобном», «Энкомий Платону». Спевсипп заменил платоновские идеи числами (fr. 42 Lang), которые понимал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных вещей, но при этом толковал их не как «идеальные числа» Платона, а как математические числа. Начало (архе) всех чисел – единое, которое Спевсипп отличал от блага и бога (fr. 34); это начало – выше бытия, причиной которого является диада (fr. 35); числа наряду с другими математическими объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности Спевсипп понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» он считал богом и умом (нусом) и отождествлял парадигму с декадой. Для каждой ступени реальности Спевсипп признавал свою материю. В сочинении «О подобном» на материале биологии и ботаники он проводил логическое различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, он, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла и свободу от душевного смятения (ἀοχλησία, ἀλυπία). Влияние Спевсиппа, по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее – в неопифагореизме.

Ю.А. Шичалин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 616.


Спевсипп (Σπεΰσιπίϋος) (ок. 407 до н. э., Афины,—339, там же), древнегреческий философ-платоник. Сын сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его сочинений (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4—5, к этому следует прибавить трактат «О пифагорейских числах») — «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «О подобном», «Энкомий Платону». Спевсипп заменил платоновские идеи числами, которые понимал как самостоятельные субстанции, отделённые от чувственных вещей, но при этом толковал их не как «идеальные числа» Платона, а как математического числа. Начало (архе) всех чисел — единое, которое Спевсипп отличал от блага и бога; числа наряду с другими математическими объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности Спевсипп понимал не буквально, но в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» Спевсипп считал богом и умом (нусом) и отождествлял с декадой. В сочинении «О подобном» на материале биологии и ботаники Спевсипп проводил логическое различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, Спевсипп, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Влияние Спевсиппа, по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее — в неопифагореизме.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Фрагменты: Lang P. L. F., De Speusippi Acade-mici scriptis, Fr./M., 1964.

Литература: Merlan Ph., Zur Biographie des Speusippos, «Phüolo-gus», 1959, Bd 103, H. 3/4, S. 198—214; Tarran t H. A. S., Speusippus' ontological classification, «Phronesis», 1974, v. 19, M 2, p. 130—45; D i lion J. M., The middle Platonists, L., 1977, p. 11—22.


Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Фрагмент:

Speusippus, Fragmenta, ed. P.L.F.Lang. – De Speusippi Academici scriptis. Bonn, 1911, repr. Fr./M., 1964;

Frammenti, a cura di I.Parente. Napoli, 1980.

Литература:

Merlan Ph. Zur Biographie des Speusippos. – «Philologus», 1959, 103, Heft 3/4, S. 198–214;

Tarrant H.A.S. Speusippus ontological classification. –  «Phronesis», 1974, v. 19, № 2, p. 130–45;

Dillon J. The middle Platonists. L., 1977, 2 d. 1996, p. 11–22;

Halfivassen J. Speusipp und die Unendlichkeit des Einen: ein neues Speusipp-Testimonium bei Proklos und seine Bedeutung. – «Archiv für Geschichte der Philosophie», LXXIV, 1992, 43–73.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС