Сюньцзы
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сюньцзы

313—238 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сюньцзы

Сюньцзы (ок. 313—238 до н. э.) — древнекитайский философ-материалист. Критически воспринял и использовал в своем учении представления многих философских школ и направлений древнего Китая, создал стройное учение о природе. Понятие неба у него означает не мистического верховного владыку, а совокупность естественных явлений; отвергается существование мирового творца. Возникновение и изменение всех явлений и вещей происходят по кругу и объясняются взаимодействием двух сил: положительного ян и отрицательного инь (Инь и ян). По мнению Сюньцзы, процесс познания начинается со свидетельств органов чувств. Однако только в результате размышления над данными чувственного опыта человек может получить правильное и всестороннее представление. Широкой известностью пользовалась теория Сюньцзы о врожденных злых качествах человеческой природы. Все лучшее в человеке создается в процессе воспитания. Учение Сюньцзы оказало глубокое влияние на последующее развитие китайской философии.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 447.


Сюнь-Цзы (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313–238 до н.э.) – философ и просветитель древнего Китая. Уроженец царства Чжао. Проповедовал свои взгляды в Академии «Цзися», где был признан первым ученым. Беседовал со многими правителями и высшими сановниками царств, занимал должность правителя округа Ланьлин, где в конце жизни основал частную школу.

Взгляды Сюнь-цзы изложены в сборнике «Сюнь-цзы», куда наряду с сочинениями самого философа вошли заметки его учеников.

Принадлежал к конфуцианской школе, хотя и испытал сильное влияние даосизма, легизма и моизма (см. Mo цзя). Мировоззрение Сюнь-цзы представляло собой переработанное и дополненное идеями других школ учение Конфуция о «совершенном правлении», «благородном муже». Взгляды Сюнь-цзы оказали большое влияние на развитие конфуцианства, хотя его труд и не вошел в разряд канонической литературы – вследствие отрицания им «воли Неба» и трактовки природы человека как изначально «злой», что противоречило доминирующей тенденции этической доктрины КонфуцияМэн-цзы. См. лит. к ст. «Сюнь-цзы».

В.Ф. Феоктистов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 690.


Сюнь-Цзы (учитель Сюнь), Сюнь Куан, Сюнь Цин (ок. 313 — ок. 235 или ок. 298 — ок. 238 до н. э.), представитель раннего конфуцианства, завершивший классический этап его развития (некоторыми исследователями причисляется одновременно и к легизму). Родился в царстве Чжао. Получил всестороннее образование, приглашался ко дворам правителей древнекитайских царств Ци, Цинь, Чжао и др., в возрасте 50 лет, вероятно, в 264 году до н. э., стал наставником в академии Цзися, Был начальником уезда Ланьлин, где создал свою многочисленную школу; самыми выдающимися его учениками были противники конфуцианства: легист Хань Фэй и будущий первый министр гос-ва и империи Цинь — Ли Сы (ум. в 208 до н. э.). Там же, в конце жизни, Сюнь-Цзы создал свой знаменитый трактат; в нём 23 главы принадлежат Сюнь-Цзы, три написаны им вместе с учениками. Шесть глав написаны уже после его смерти.

Сюнь-Цзы переработал учение Конфуция, дополнив его идеями легизма и синтезировав с материалистическими и атеистическими тенденциями. В основе его учения лежит тезис, что «человек по своей природе зол», а добродетельным он становится в результате практической деятельности. Это отличает Сюнь-Цзы как от Конфуция, так и от Мэн-цзы. Для преодоления изначального зла человек должен быть подвергнут обучению и воспитанию при помощи классических текстов и принципов морали и контролироваться посредством наказаний и норм ритуала. Сюнь-Цзы сравнивал правителя с лодкой, а народ с водой, которая может и нести лодку и опрокинуть её, подчёркивая тем необходимость для правителя добиваться расположения народа. Сюнь-Цзы отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространённых в его время религиозных обрядов; подверг критическому рассмотрению концепции других философов, особенно Мо-цзы, а также Чжуан-цзы, Мэн-цзы, легистов и др. Учение Сюнь-Цзы — наиболее систематизированное изложение конфуцианства, оно оказало значительное влияние на последующих китайских мыслителей, особенно ханьского периода (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


Сюнь-Цзы (Сюнь Куан, Сюнь Цин, 310—230 гг. до н.э.). Уроженец царства Чжао, расположенного на территории нынешней провинции Шаньси, Учитель Сюнь (Сюнь-цзы), чье личное имя — Куан, довольно поздно заимел учеников. Лишь к пятидесяти годам он предпринимает поездку по разным китайским областям и распространяет там свое учение. В этот период Сюань-ван, правивший царством Ци (расположенном на территории современной провинции Шаньдун) с 342 по 343 гг. до н.э., с удовольствием принимает у себя учителей, представляющих все школы. Он чествует их титулом цин (министр), назначает им пенсию и предоставляет место недалеко от столичных врат, где они могли бы излагать свои учения. Туда съезжаются столько наставников (Сыма Цянь насчитывает их восемьдесят) и столько учеников, что это место наименовали «Университетом Цзися». Именно там Ли Сы и Хань Фэй-цзы посещают уроки Сюнь-цзы. Позднее Сюнь-цзы, посетив царство Цинь (на территории нынешней провинции Гань-су), отправляется в царство Чу (на юге тогдашнего Китая), где он занимает должность губернатора Ланьлина. Тут он остается после своего смещения, до самой смерти продолжая принимать учеников. Работа, автором которой он является и которая названа его именем, первая в своем роде, написанная не в форме бесед или афоризмов. Вся она пронизана единственным, настойчивым желанием выразить идеи, которые близки его сердцу. Исходя из той посылки, что человеческая природа дурна, и возражая в этом Мэн-цзы, Сюнь-цзы настаивает совершенно в конфуцианском духе на важности обучения, ритуалов и музыки для построения сбалансированного общества. Кроме того, он живо интересуется реформаторскими экспериментами, которые вдохновляют легистов, и в этом плане социальные добродетели и отношения для него несколько отходят на второй план, уступая место проповедуемому им верховенству закона.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 385-386.


Далее читайте:

Сюнь-цзы (Статья В.Ф. Феоктистова о сочинении Сюнь-цзы).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Китая, (биографический указатель).

Китай в III веке до н.э. (хронологическая таблица).

Китай в IV веке до н.э. (хронологическая таблица).

Литература:

Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-политич. взгляды Сюнь-Цзы. Исследования и пер., М., 1976;

Watson В., Basic writings of Mo Tzu, Hsün-tzu and Han Fei Tzu, N. Y. 1967.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС