Штейнер Рудольф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Штейнер Рудольф

1861-1925

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Рудольф Штейнер

Штейнер (Steiner), Рудольф (1861-1925) — немецкий философ и мистик, основатель антропософии. Уроженец Хорватии. Воспитывался в католической семье. Увлекался естествознанием и натурфилософией Гёте. Был сотрудником архива Гёте в Веймаре, редактором и комментатором 90-томного собрания сочинений Гёте, воздействие которого сказалось на философском Сочинении Штейнера «Философия свободы». В 1902 г. Штейнер обратился к теософии. Человек, по Штейнеру, в соответствии с традициями древнего оккультизма образует микрокосм в составе физического, эфирного и астрального тел. 

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 520.


Штейнер, Штайнеp (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, — 30. 3. 1925, Дорнах, близ Базеля), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии Гёте, редактор и комментатор его естественнонаучных сочинений в 1883—1897 годы. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — философии жизни Ницше. В 1902 году перешёл к теософии, возглавив немецкую секцию Теософского общества; после конфликта с ним (из-за провозглашения Кришна-мурти новым мессией) основал в 1913 году Антропософское общество с центром в г. Дорнах (Швейцария).

Учение Штейнера о человеке — антропософия — мыслилось им как путь к раскрытию заключённых в человеке «тайных» духовных сил с помощью особой системы воспитания. Работы Штейнера и его доклады охватывали проблемы педагогики, образования, отдельных видов искусств, медицины, космологии, религии, истолковываемые нередко в духе оккультизма. Выступал также как автор театрализованных представлений-мистерий, как скульптор и архитектор.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Gesamtausgabe, Vorträge, Bd 1—18, Dornach, 1958—75; R. Stelners Tübinger-Ausgabe, Bd 1—14, 1961—67; в рус. пер,— Мистерии древности и христианство, М., 1912; Теософия, М., 1915; Очерк тайноведения, М., 1916.

Литература: Белый А., Р. Штейнер и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Wiesberger H., R. Steiner. Das literarische und künstlerische Werk, Dornach, 1961 (лит.); Hiebel Fr., R. Steiner im Geistesgang des Abendlandes, Bern — Münoh., 1965; Abendroth W., R. Steiner und die heutige Welt, Münch., 1969.


Штейнер (Steiner) Рудольф (1861-1925) - немецкий философ-мистик, педагог, медик, теоретик литературы и архитектуры. Автор оригинального эзотерического учения - антропософии - и создатель соответствующей, существующей до конца 20 в., эзотерической общины. Окончил Венский политехнический университет. Генеральный секретарь немецкой секции теософского общества (с 1902), член ориентировавшегося на сексуально-магические ритуалы Ордена Восточного Храма (с 1906). Отойдя от теософии вследствие конфликта с Анни Безант, выступил основателем антропософского направления в эзотеризме (1912). Среди последователей Штейнера в антропософском храме Гётеанум (сгорел в 1923 году) были А. Белый и М. Волошин.

Вальдорфские школы в Штутгарте, основанные на образовательных технологиях Штейнера, насчитывали во второй половине 20 столетия до 50 тысяч учеников. Издал после предварительного изучения (1883-1897) работы Гёте по естествознанию. Основные сочинения: "Философия свободы" (1894), "Фридрих Ницше: борец против своего времени" (1895), "Христианство как мистический факт и мистерии древности" (1902), "Теософия" (1904), "Воспитание ребенка с точки зрения духовного познания" (1907), "Оккультная наука" (1910), "Тезисы антропософии" (1925), а также: "Познание и достижение высших миров", "Мистерии древности и христианство", "Путь к посвящению, или Как достигнуть познания высших миров. Путь к самопознанию человека в восьми медитациях", "Антропософский календарь души", "Познание и посвящение. Познание Христа через антропософию" и др. Исходным пунктом и основанием процессов познания и мышления, согласно Штейнеру, правомерно полагать не идеи как таковые, а процедуры распознавания в мышлении, посредством которых эта идея достигается. (По убеждению Штейнера, "за видимым миром существует невидимый, скрытый пока для внешних чувств и связанного с ними мышления, и человек через развитие дремлющих в нем способностей может проникнуть в этот скрытый мир".)

"Величайшей" загадкой эволюции мира Штейнер считал то, что человек, единственный в живой природе, способен размышлять о своем собственном сознании. По Штейнеру, "предметы и события, воспринимаемые человеком, находятся в пространстве наряду с пространством вне человека, внутри него тоже существует некое душевное пространство, арена духовных реальностей и событий". "Тайноведение", выступающее у Штейнера своеобычной "пропедевтикой" собственно эзотеризма, ориентировано на поиск Истины, а также на духовное проникновение в будущее (которое, согласно Штейнеру, как духовное образование тоже подчиняется определенным законам развития). По мнению Штейнера, "тайноведение, делающее скрытое явным, способно преодолеть всякую безнадежность, всякую жизненную неуверенность, всякое отчаянье, словом, все то, что ослабляет жизнь и делает ее неспособной к должному служению в мироздании... Оно укрепляет жизнь, ибо снабжает человека силами не только видимого, но также и скрытого мира, действием которого является мир видимый".

Важным компонентом учения Штейнера выступал его тезис о том, что человек способен развиваться как элемент мира только в том случае, если он взаимодействует с иными существами и силами этого мира: "с высшей точки зрения благо и горе отдельного человека тесно связаны со спасением и гибелью всего мира". Полагая, что все общие представления людей имеют свои истоки в промысле и бытии высших Духовных Существ, Штейнер трактовал приобщение человека к подлинному Знанию осуществимым только через дорогу посвящения. Главными этапами сопряженного с последним эзотерического восхождения Штейнер считал следующие: 1) изучение духовной науки, используя способность суждения, приобретенную в физически-чувственном мире; 2) достижение "имагинативного познания" - "концентрации всей душевной жизни на одном представлении" с одновременным отключением других впечатлений; на этом уровне, по Штейнеру, у индивида открывается второе "Я". Человек фиксирует, правда, еще не законченные духовные процессы в целом, а лишь непрерывные превращения одного в другое; 3) чтение "сокровенного письма" или "инспирация", делающая доступной для постижения не только взаимопревращения духовных феноменов, но и сами отношения между существами и предметами "высшего" мира, их устройство и сущность; 4) работа над "камнем мудрых" посредством интуиции; 5) познание соотношений между микрокосмом и макрокосмом; 6) слияние с макрокосмом; 7) осуществление блаженства в Боге. Иерархия организации и строения индивидуального человеческого тела, согласно видению Штейнера, многомерна: физическое тело, обусловливающее наличие трупа после смерти; эфирное, в чистом виде проявляющееся во сне; астральное (пробуждающееся во время забвения); и, наконец, собственно "Я" (сознание, воспоминания человека). Соответственно Штейнер выделял иерархию устройства человеческой души: а) душа "ощущающая" (или Я как условие физического тела); душа "рассудочная или чувствующая" (Я эфирного тела); душа "сознательная" (Я астрального тела). Штейнер твердо верил в то, что человеческая душа хранит в тайниках своего подсознания память о всех предшествовавших перевоплощениях. "Дух" в учении Штейнера - подлинная реальность Я, то трансцендентальное, невидимое, что скрыто в видимом. (Ср. в аналогичных моделях Востока: "само-дух" у Штейнера - Манас, "жизне-дух" у Штейнера - Будда, "духо-человек" у Штейнера - Атман.) Явив собой одно из наиболее заметных течений эзотеризма 20 столетия, антропософия Штейнера задала ряд оригинальных умозрительных интенций, существенно обогативших концептную палитру соответствующей традиции: "потусторонний", высший мир у Штейнера устроен по принципу "гармонии сфер" - иначе, чем, например, в моделях буддизма: человек Штейнера обитает там не в медитативном состоянии, сливаясь с божеством, а активно взаимодействует с существами и предметами этого мира, также обладающего богатым и разнообразным набором бытийных структур. (См. Эзотеризм.)

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Штайнер, Штейнер (Steiner) Рудольф Йозеф Лоренц (25 февраля 1861, Кралевец, Австро-Венгрия — 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария) — немецкий философ и ученый, основоположник антропософии. Получил естественнонаучное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р. Циммермана и Ф. Брентано, университетские лекции которых он посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гётевского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф. Ницше, защите теории развития Э. Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильственного анархизма. В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания. Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в т. ч. омело-терапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения конца 1910-х — начала 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» — культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф. Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан — движение за обновление религиозной жизни.

Философское творчество Штайнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панненеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала, и т. п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмпиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» («Anthroposophical Movement» (L.), 1934, vol. XI, N 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гётевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (см. Гёте), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии. «Философия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932—33) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другой — свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросозерцание Гёте» (Goethes Wel-tanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophie, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта до Ангелуса Силезиуса («Мистика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на IV философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» — Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» — Die Ratsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» — Von Seelenratseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909, 1910, 1911—0 процессах восприятия и образования суждений, о Брентано и пневматологии Аристотеля), «Человеческая и космическая мысль» (1914, рус. пер. 1999— типология мировоззрений), общедоступная «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), «Время зарождения естествознания во всемирной истории и его дальнейшее развитие» (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922—23) и др. Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту — воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискуссии. И если способность Штайнера к духовному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я. Бёме, Э. Сведенборг или Е. П. Блаватская, то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.

С. В. Казачков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 397-398.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Gesamtausgabe: Schriften, Bd. 1—45; Vortrage, Bd. 51—354. Dornach, 1955—95; в рус. пер.: Духовный склад Гёте сквозь призму «Фауста» и сказки о змее и Лилии.— В кн.: Гёте И. В. Тайны. Сказка. Рудольф Штайнер о Гете. М., 1966;

Очерк тайноведения. М., 1916;

Как достигнуть познаний высших миров, ч. 1. М., 1918;

Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992;

Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997;

Космология, религия и философия. Калуга, 1996;

Общее учение о человеке как основа педагогики. М., 1996;

О России: из лекций разных лет. СПб., 1997;

Теория Розенкрейцера. М., 1999;

Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб., 2000.

Литература:

Гольденберг В. Антропософское движение и его пророк. Берлин, 1923;

Андрей Белый. Воспоминания о Штейнере. Париж, 1982;

Риттельмайер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. М — Обнинск, 1991;

Свасьян К. А. Книга-мистерия,— В кн.: Штайнер Р. Философия свободы. Ереван, 1993;

Линденберг К. Рудольф Штейнер: биография. М., 1995;

Lindenberg C. Rudolf Steiner: Eine Chronik: 1861-1925. Stuttg., 1988.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС