Телезио Бернардино
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Телезио Бернардино

1509—1588

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Телезио Бернардино

Телезио Бернардино (1509—1588) — итальянский натурфилософ эпохи Возрождения, материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как главный источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Телезио оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Телезио исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, таким образом, пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно другим натурфилософам его эпохи, Телезио придерживался гилозоистических идей (Гилозоизм). Развитая Телезио система космологических воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле. Главное сочинение — «О природе вещей согласно их собственным принципам» (1565).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 450-451.


Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,— 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Основное сочинение — «О природе вещей согласно её собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pacшир. изд., libri l—9, 1586; совр. изд., 1965, 1976). Противник схоластического аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Телезио опирается на традиции античного гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, по Телезио,— главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло — источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Телезио развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Телезио оказал большое влияние на Кампанеллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980; Fiorentino F., В. Telesio..., v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. Υ., 1932; Abbagnano Ν., В. Telesio, Mil., 1941.


Телезио (Telesio) Бернардино (1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, или Consentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Телезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De rerum natura juxta propria principia) (первый вариант — 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва». Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму. Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе «жизненного духа» (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, «вдунутой» непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Л. С. Чиколини

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 24.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический указатель).

Сочинения:

De rerum natura juxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76;

Varii di naturalibus rebus libelli. Prima edizione integrale. Testo critico di L. De Franco. Firenze, 1981.

Литература:

Горфункель A. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966;

Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248;

Firpo L. Filosofia italiana е controriforma. Torino, 1951, p. 38—55;

SaitaG. II pensiero italiano nel' Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС