Тейяр де Шарден Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тейяр де Шарден Пьер

1881–1955

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пьер Тейяр де Шарден

Один из первооткрывателей синантропа

Тейяр де Шарден Пьер (1881 — 1955) — французский ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Тейяра — «христианский эволюционизм»— является разновидностью идеалистического пантеизма. Бог у Тейяра — «Христос эволюции» — представлен в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной («космогенез» — «христогенез») Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в процессе совершенствования мира, которое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Тейяру, осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Тейяр надеется устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Тейяра занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Тейяра получили на Западе широкое распространение (так называемый «тейярдизм»). Из-за противоречивости самой концепции Тейяра его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Тейяра, но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Этим тейярдизм отличается от ряда других течений современной немарксистской философии. Основные сочинения: «Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (опубликовано посмертно, 1956).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 450.

Другие биографические материалы:

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Католический философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Гутнер Г.Б. Французский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Грицанов А.А. Член ордена иезуитов (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Французский ученый-палеонтолог (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Геолог, палеонтолог и философ (Энциклопедия "Мир вокруг нас").

Далее читайте:

Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987)

Сочинения:

Oeuvres, v. 1—13. P., 1955—1976;

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;

Тейяр де Шарден П. Божественная Среда. М., 1992.

La vision du passe. P., 1957;

L'avenirde I'homme. P., 1959;

Le milieu divin. P., 1964.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС