Тейяр де Шарден Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тейяр де Шарден Пьер

1881–1955

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пьер Тейяр де Шарден

Католический философ

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881- 1955) — французский католический философ и ученый-палеонтолог, член ордена иезуитов, потомок Вольтера. Т. де Ш. — автор оригинальной теории появления и эволюции мира и человека. Основные работы: «Феномен человека», «Божественная среда». Концепция Т. де Ш. представляет собой своеобразный синтез религиозных представлений и научного знания.

Развитие природы скачкообразно, носит прерывистый характер. Возникновение человека и человечества также представляет собой ряд скачков. Для объяснения причин скачков, выступающих вехами эволюции, Т. де Ш. вводит понятие энергии. Скрытая внутренняя энергия придается миру изначально. Она постепенно разворачивается в ходе развития, а не угасает, как можно было бы ожидать в соответствии с принципами современного естествознания. Огромный энергетический потенциал лежит в самом основании материи. Эволюция Вселенной заключает в себе стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и «сверхжизни».

Эволюция не только носит взрывной, скачкообразный характер, она имеет направление: «существуют направление и линия прогресса жизни, столь отчетливые, что их реальность... будет общепризнана завтрашней наукой». О прогрессивной направленности развития Вселенной свидетельствуют возрастание сложности и стремление к совершенству в живой природе, возникновение всё менее вероятностных структур. Эволюция начинается еще до появления жизни. О начале мира Т. де Ш. говорит достаточно неопределенно, но можно заключить, что он склоняется к теории «взрыва» и «расширяющейся Вселенной». Уже на стадии «преджизни» проявляется «радиальная» энергия, которая ведет к нарастанию сложности материальных феноменов. «Тангенциальная» энергия связывает однопорядковые элементы, структурирует материю. Энергия неотделима от материи, однако ее можно понимать и как духовную силу, направляющую всю эволюцию космоса.

Переход с одной стадии на другую скачкообразен, носит взрывной характер. От одного этапа к другому идет усложнение материи. На стадии мысли появляется человек. Возникновение человека — это индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли, это порог, который должен быть перейден одним шагом. «Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни — в этом весь парадокс человека». Первый человек появляется сразу как множество людей. Переход к человеку происходит не через внешние физиологические изменения в организме животного, но изнутри, «скрыто». «Человек вошел бесшумно... Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет».

Человек как бы сгущает психическую энергию, творит ноосферу, в которой возникает мысль, личность, единство индивидуальностей. Духовное объединение человечества, его «планетизация» ведет к стадии сверхжизни. На ней человечество соединяется с Божественной полнотой, «точкой Омега», с «нечто» и «некто», действовавшим с самого начала эволюции, не сливаясь с ней.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 370-371.


Вернуться на главную страницу Пьера Тейяра де Шардена

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС