Тютчев Федор Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тютчев Федор Иванович

1803-1873

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Иванович Тютчев

Александровский С.Ф. Портрет поэта Ф.И. Тютчева. 1876.
Из коллекции Третьяковской галереи.
Репродукция с сайта www.agniart.ru

Федор Иванович Тютчев. Замечательным поэтом-философом был Федор Иванович Тютчев (1803—1873). Появился на свет в родовом имении Овстуг Орловской губернии. Окончил в 1821 году словесный факультет Московского университета, стал служить в Министерстве иностранных дел и больше двух десятилетий находился за границей, на дипломатической работе в Германии, Италии. Писать стихи начал в юности, а первый успех пришел в 1836 году, когда А.С. Пушкин одобрил ряд его стихотворений и опубликовал в журнале «Современник». Первый сборник стихов Тютчева вышел в 1854 году. Сам поэт не придавал большого значения своему творчеству, хотя о нем с восторгом отзывались многие критики и лучшие русские писатели. Он остается непревзойденным мастером высокой лирики, способным в немногих словах и точных образах раскрыть потаенную суть природы, глубину чувств и мыслей человека, безуспешно стремящегося постичь тайну бытия.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем...

И кому из нас, детей и взрослых, не вспоминались его чарующие строки:

Люблю грозу в начале мая…

Безусловно, Тютчева с полным основанием следовало бы отнести к величайшим гениям, не будь его современниками Пушкин, Лермонтов, Достоевский.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.


Ф.И.Тютчев. Неизвестный художник. 1805–1806 гг.

Поэт

Тютчев Федор Иванович (1803 - 1873), поэт. Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С.Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.

Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев проведет двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женится, здесь познакомится с философом Шеллингом и подружится с Г.Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

Овстуг — родовое имение Тютчевых, где 23 ноября 1803 года родился поэт.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1837 был назначен первым секретарем русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 вступает в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э.Дернберг) кладет конец его дипломатической службе. Подает в отставку и поселяется в Мюнхене, где проводит еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво ищет путей возвращения на службу.

В 1844 переезжает с семьей в Россию, а через полгода вновь зачисляется на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представляется ему "всеславянской" империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он пишет такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремится напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860 - 1870 преобладают политические стихотворения и мелкие - "на случай" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Анна, Дарья, Екатерина Тютчевы, дочери поэта. А.Саломе. 1843 г.

Поэт и мыслитель

ТЮТЧЕВ Федор Иванович (1803- 1873) — русский поэт и мыслитель. В социально-политических статьях «Россия и революция», «Папство и римский вопрос», в трактате «Россия и Запад», оставшемся незавершенным, Т. разделял славянофильские идеи об определяющей роли православия в русской культуре и был сторонником «образования великой православной империи» в результате «соединения двух церквей — восточной и западной». 0 философском миросозерцании поэта писали Вл. Соловьев, Н. Бердяев, А. Блок, А. Белый, Дм. Мережковский. Противоречивость публицистических и поэтических текстов поэта явилась основанием для совершенно противоположных оценок его творчества, в котором усматривалось и «присутствие новой исторической эпохи» (Н.Бердяев), и «нигилизм и бездонный ужас бытия» (Дм. Мережковский), и «воплощение хаоса в формах античной Греции» (А. Белый).

Великолепно зная современную ему немецкую и французскую философию (Т. был близко знаком с Шеллингом, встречался с Гейне, слушал в Париже лекции Гизо), Т. почувствовал несоответствие академической теории, имеющей дело с абстрактно-всеобщим, внутреннему миру человека. Для поэта философские категории бытия и небытия, пространства и времени, хаоса и космоса, конечного и бесконечного входили в его каждодневное жизненное самоощущение и переживались как бытовая реальность. Поэтому «острейший ум эпохи» (И.Аксаков) бьется в пространстве оппозиций жизни и смерти, памяти и

забвения, сознательного и стихийного, любви и ненависти, являющихся «невысказуемой» жизнью души. «Счастлив наш век, — писал Т., — кому победа /Далась не кровью, а умом — / Счастлив, кто точку Архимеда /Умел сыскать в себе самом».

Т. выделяет два самостоятельных мира, сферы жизни: мир природы, живущий своей жизнью, и мир сознательного индивидуального «Я»; миры эти схожи своей внутренней динамичностью, рвущейся наружу за рамки положенного. Стремление к гармонии и единству бытия в творчестве Т. требовало преодоления дуализма, разрыва этих сфер. Поэтическая интуиция Т. объединяет пространство-время природы ритмом творчества собственного «Я», которое, будучи сверхвременно и сверхприродно, побеждает природу в традициях романтизма. В итоге вся природа становится процессом самосозерцания интеллекта поэта, любующимся собственным «Я», растворенным в стихии природы. Так возникает эстетический пантеизм его пейзажной лирики. «Не то, что мните вы, природа, / Не слепок, не бездушный лик — / В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Но Т.-мыслитель критичен по отношению к образу природы, рожденному Т.-поэтом. Отношения его с миром более сложны, не столь гармоничны. Единство духовного и природного, чувственного и сверхчувственного, слышимого и неслыщимого, конечного и бесконечного — лишь поэтический образ, выражающий одну из граней человеческого мироощущения, символизирующий одно из состояний его сознания. Возвращаясь к действительности, человек сталкивается с неподатливостью, непостижимостью природы и с непостижимостью духовного мира самого человека; эстетический пантеизм вступает в противоречие с за-дачей отстоять свою единичность. Не потому ли у поэта «душа не то поет, что море и ропщет мыслящий тростник».

Даже сама мысль как объект рефлексии обладает для нас непостижимой глубиной: «Как сердцу высказать себя?/ Другому как понять тебя?/ Поймет ли он, чем ты живешь?/ Мысль изреченная есть ложь; Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи».

Победа научной мысли над пространством и временем вызывает у поэта «некоторое чувство гордости»: его восхищает железная дорога, благодаря которой переносишься из одного города в другой, «почти не расставаясь с первым». Но наши успехи несоизмеримы с могуществом и непостижимостью природы, которая поглощает и уничтожает вас, с телом и душой. Так появляется идея «двойного бытия» природы и человека. Т. не чужд кантианский дуализм, но он осознает этот дуализм сквозь призму не познающего, но чувствующего, переживающего разума, который «твердит понятным сердцу языком о непонятной муке».

Природа, возвышаясь над человеком, двулика и непостижима, но человеческое сознание, пытающееся разобраться в себе самом, еще более непостижимо. С точки зрения Т., человек есть бытие в форме становления, осуществления себя. Но что стоит за этим стремлением? Поэт часто говорит о том хаосе, который «шевелится» в глубине его души («О чём ты веешь, ветр ночной»). Повторение этого мотива в его лирике подталкивает к мысли, согласно которой хаос желаний, стремлений души, который осознается как внутреннее беспокойство, влечение, волнение, то есть как чистая потенциальность, и есть первичное существо непосредственного самобытия человека. Суть этого «древнего родимого хаоса» как глубинной основы человеческого существа становится основным предметом творчества Достоевского. Сокрушительная динамическая сила «внутреннего хаоса» станет одной из центральных тем различных течений в философской антропологии XX в. 

Т. не нашел ответа на вопрос, что же представляет собой внутренний мир «мыслящего тростника» — человека. Творчество поэта — сокровенный опыт личности, чей внутренний мир подвешен между «златотканым покровом» культуры и «безымянной бездной, беспамятством хаоса» собственной души. Его мысль постоянно бьется «на пороге как бы двойного бытия» («О вещая душа моя»), В отличие от современной поэту европейской философии, отстаивающей идею рациональной сущности человека, Т. своим творчеством и жизнью свидетельствует, что человек — существо не прикрепленное ни к одному из полюсов бытия, он всегда «между».

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 384-386.


Один из виднейших представителей философской лирики

Тютчев Федор Иванович (23.11 (5.12). 1803, с. Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области - 15(27).07 1873, Царское Село, ныне г. Пушкин) - поэт, один из виднейших представителей философской лирики, по своим социально- политическим взглядам близок к славянофильсгпву. Родовитый дворянин, окончил отделение словесности Московского университета (1821). Затем стал дипломатом, служил в русской миссии в Мюнхене и Турине. Как «русский выходец из Европы» (И. С. Аксаков), Тютчев был связан с ней и духом и родством (обе его жены происходили из немецких аристократических фамилий). Он был близко знаком с немецкими философами Шеллингом и Баадером, встречался с Гейне, интересовался творчеством Бёме, Гёте, Гельдерлина, специально ездил в Париж, где посещал лекции Гизо, Кузена, Виллемена, На французском языке написаны и опубликованы политические статьи Тютчева: «Письмо г-ну Густаву Кольбу, редактору «Альгемайне цайгунг» (1844); «Россия и революция» (1849); «Папство и римский вопрос» (1850), вышедшие на родине поэта лишь в 1873 и 1886 гооды. Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочеталась у Тютчева с исключительной чуткостью к судьбе России. После отставки от дипломатической службы и возвращения Тютчева из Европы (1844) его славянофильские симпатии усилились. Не исключено, что идейные изменения произошли у Тютчева вначале под влиянием Шеллинга, ожидавшего от России и русской мысли великого будущего, хотя Тютчев и не был согласен с его идеей примирения философии с христианством, считая, что подлинное Откровение уже дано в Священном писании. Обращая свои взоры к России, Тютчев прежде всего стремился показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является его «законной сестрой», правда живущей «своей собственной органической, самобытной жизнью». В своих политических статьях Тютчев раскрывал и объяснял феномен русофобии, анализировал причину антирусских настроений, получивших распространение в Западной Европе. Она виделась ему в стремлении вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то силой презрения. У Тютчев вызревал замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным (материалы к нему см. в кн.: Литературное наследство. М., 1988. Т. 96, кн. 1).

Направление этого сочинения - историософское, а метод изложения - сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях упустили целую половину европейского мира». Влияние славянофилов на Тютчева было несомненным. Будучи с 1858 года председателем Комитета иностранной цензуры, он всячески поддерживал газеты «День» и «Москва», издававшиеся И. С. Аксаковым, женатым на его старшей дочери. Подобно славянофилам, Тютчев признавал определяющую роль религии в духовном складе каждого народа и православия как главной отличительной черты самобытности рус культуры. Он разделял панславистские взгляды и записал в альбом чешскому просветителю В. Ганке стихотворение, начинавшееся словами: «Вековать ли нам в разлуке? Не пора ль очнуться нам...» (1841).

Неоднократно в публицистике и стихах Тютчев излагал утопию «возвращения Константинополя», «образования великой православной империи» и «соединения двух церквей - восточной и западной». Последняя идея активно разрабатывалась впоследствии В. С. Соловьевым в его учении о «вселенской теократии». Вместе с тем в трактате «Россия и Запад» Тютчев выступил против «литературных панславистов», и особенно против революционного панславизма М. А. Бакунина. «Вопрос племенной - лишь второстепенный или, скорей, это не принцип». Тютчев в этом случае ведет речь о духовном выпрямлении, возрождении славянского мира, сохранении культурных традиций не только славянства, но и Венгрии и всей Восточной Европы. Геополитические аспекты панславизма для позднего Тютчева отступают на второй план и выдвигаются надежды на «примирительное начало», которому, по Тютчеву, суждено одержать победу «над всею племенною рознью». Они воплощены в духовных традициях православия, которые могли бы стать противоядием от неверия и нигилизма, все шире распространяющихся в обществе: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует...» («Наш век», 1851).

Своеобразным символом поэзии Тютчева являются его широко известные строки: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать - / В Россию можно только верить» Эти строки не были выражением некоего слепого патриотизма. Тютчев порой резко критически отзывался о порядках в России, осуждал и высших носителей власти. На смерть Николая I он отозвался словами: «Не Богу ты служил и не России...» и далее: «Все было ложь в тебе, все призраки пустые...»

Россия для всего творчества Тютчева есть нечто первичное, изначальное, чего нельзя «измерить и понять», а можно выразить, схватить лишь интуитивно. Именно так религиозно-нравственное восприятие России отражено в его стихотворениях «Олегов щит», «Эти бедные селенья..», «Ты долго ль будешь за туманом», «Проезжая через Ковно» и др. Философская лирика Т. оказала влияние на ноэзив) Вл. Соловьева и русского символизма, публицистику Булгакова. Тютчевский образ «неистощимого водомета» мысли использовал С. Н. Трубецкой в своем определении предмета философии. Его неприятие революционаризма и нигилизма, партийной ожесточенности, возведенной в принцип человеческих отношений, было созвучно идеям Достоевского. Как мыслитель Тютчев был своеобразным посредником между Россией и Европой, и не случайно, что его взгляды стали известны в Германии и Франции раньше, чем на родине. Как поэт он получил известность благодаря Пушкину, поместившему в «Современнике» (1836) подборку его стихов. Однако по-настоящему он был признан лишь в конце XIX - начале XX века, когда его стали считать одним из выдающихся выразителей русской идеи.

М. А. Маслин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 655-656.

Сочинения: Полн. собр. соч. Спб., 1913; Соч.: В 2 т. (Стихотворения и письма). М„ 1984; Полн. собр. соч.: В 6 т. М., 2002-2005; Россия и Запад. М.( 2007.

Литература: Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886; Чулкив Г. Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева. М.; Л., 1933; Лигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962; Ф. И. Тютчев. Литературное наследство. Т. 97. В 2 кн. М„ 1988-1989. Кожинов В. В. Тютчев. 2-е. изд. М„ 1994; Ф. И. Тютчев: pro et contra. Спб.. 2005; Тарасов Б. Н. Федор Тютчев о назначении человека и смысле истории // Тютчев Ф. И. Россия и Запад. М., 2007; Он же. «Тайна человека» и тайна истории: Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев Неуслышанный Достоевский. Спб., 2012.


Далее читайте:

Ф.И. Тютчев - П.А. Вяземскому, [Петербург]. Пятница. [Март 1848].

Федор Тютчев. Теперь тебе не до стихов...

Федор Тютчев. Мысли о России.

Владимир ДЕХАНОВ. Великий поэт и великий патриот.

Всеволод САХАРОВ. Загадки Федора Тютчева.

Наталья ДАНИЛОВА - Под знаком вечности.

Валентина КОРОСТЕЛЁВА. «Тут не одно воспоминанье...» (Детская роман-газета № 4, 2009)

Русский литературный анекдот XVIII-начала XIX вв. Ф. И. Тютчев.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС