Ван Фучжи
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Ван Фучжи

1619-1692

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ван Фучжи

Ван Фучжи (1619-1692). Философ и литератор. Родился в образованной семье в Хунани; не смог сделать чиновничью карьеру, к которой был предназначен, из-за маньчжурского завоевания. Ярый сторонник законной власти, при Цинах жил в уединении, занимаясь учеными трудами. Оставил множество произведений в самых различных областях: философия, история, поэзия. Особенно известны его комментарии на древние книги конфуцианского канона, в том числе пять комментариев на «Книгу перемен».

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 271-272.


Ван Фу-Чжи (Ван Чуань-шань) (7.X.1619 - 18.II.1692) - китайский философ-материалист, один из крупнейших мыслителей Китая. Для исторических взглядов Ван Фу-Чжи характерно положение о том, что человеческое общество не есть нечто раз навсегда данное и неизменное и что оно всегда идет вперед, прогрессирует. Некоторые произведения Ван Фу-Чжи направлены против засилья могущественных землевладельцев. Рассматривая изменения, происшедшие в системе земельной собственности, Ван Фу-Чжи утверждал, что земля в глубокой древности вовсе не была частной собственностью, а стала таковой со времени династий Ся, Шан и Чжоу (2 - 1-е тысячелетия до н. э.). Ван Фу-Чжи - великий китайский патриот, принимал в 1648-1650 годы участие в вооруженной борьбе против маньчжурской аристократии на стороне последних Минов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Чуань-шань ишу (Лит. наследство Чуань-шаня), Шанхай, 1930.

Литература: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956.


Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Чуань-шань (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, — 18.2.1692, Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), китайский философ-материалист, учёный. Занимался астрономией, математикой, географией, историей, литературой. Автор свыше 100 работ (до сих пор опубликовано около 70), важнейшие из них — комментарий к работе Чжан Цзая «Наставление непросвещённым», основной и дополнительных комментариях к «И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий сон», «Полное замешательство», «Читая „Зеркало истории"» и др.

В основе философские воззрений Ван Фучжи лежали понятия ци — материальной силы, ци — конкретных вещей и явлений (пишется др. иероглифом), ли — объективного закона всех ци и тайсюй — великой пустоты. Ци (материальная сила) — это вещество, из которого построена Вселенная; соединение материальных частиц ци создает всё многообразие природы, весь мир конкретных вещей и явлений, (второе ци), который находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних и исчезновения других вещей, в результате бесконечного взаимодействия сил инь и ян. Ци (материальные частицы) пребывают в тайсюй в своём «естественном состоянии» отдельно друг от друга и в таком виде незаметны для человеческого глаза; поэтому пространство, окружающее нас, представляется «прозрачным» — «пустым».

Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе социальной философии Ван Фучжи, его представления об истории как процессе непрерывного движения. Ван Фучжи бросил вызов утверждениям ортодоксального конфуцианства, согласно которому «золотой век» был в прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По Ван Фучжи, человек есть часть природы, «небесные законы» не противоречат «человеческим желаниям», свобода воли — это свободное следование законам природы.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976 (библ.); Forke Α., fieschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484—89; Wing-tsit С h a n, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 692-702.


Ван Фучжи (Эрнун, прозвища Цзянчжай, Ситан, Отшельник с Южной горы, господин Чуаньшань) (1619, Хэнъян, провинция Хугуан — 1692) — крупнейший китайский ученый, историк, писатель и философ. Ван Фучжи рос в традиционной семье чиновников-шэньши. С малых лет он под присмотром отца и старшего брата изучал конфуцианские книги. В 1632 году в возрасте 13 лет сдал уездный экзамен на ученую степень и был зачислен в Хэнъянское уездное училище, затем поступил в Академию Юэлу.

В ходе нашествия чжурчжэней (маньчжуров) — основателей династии Цин, погибли его отец, дядя и старший брат, а сам Ван Фучжи подвергся аресту. После середины 1650-х годов жил уединении и посвятил себя изучению классической литературы, научной работе и творчеству. До конца жизни он не примирился с маньчжурским завоеванием Китая, хотя в антицинской деятельности активного участия уже не принимал.

К 1680-м годам Ван Фучжи благодаря своим научным трудам получил довольно широкую известность. Несмотря на уединенный образ жизни и антиправительственные настроения, его общества искали видные представители хунаньской провинциальной администрации. Научные интересы Ван Фучжи были чрезвычайно обширны: они включали социально-философские, исторические, гносеологические, естественнонаучные, литературно-эстетические и другие проблемы.

В своих трудах, в частности во «Внешних комментариях к Чжоу И», Ван Фучжи снимает утвердившуюся в сунских неоконфуцианских сочинениях бинарную оппозицию «над-форменного» и «под-форменного». Важнейшую роль в переходе от частных эгоистических интересов к всеобщей пользе, согласно Ван Фучжи, играет государство, а точнее — государь. Фигура государя священна и неприкосновенна. В социальном отношении Ван Фучжи был сторонником традиционного для Китая подхода, заключавшегося в изъятии земли у «крепких домов» и уравнительном распределении ее между всеми крестьянами, с тем чтобы пахотные земли обрабатывались наиболее эффективно и лучше собирались налоги. Он утверждал: «Чтобы умиротворить Поднебесную, достаточно ее уравнять» (речь, разумеется, идет об имущественном, а не правовом равенстве).

Другой чертой философии Ван Фучжи был его последовательный эволюционизм. Вопреки устоявшемуся в Китае представлению о цикличности истории, он утверждал поступательный характер исторического развития.

Долгое время после смерти Ван Фучжи пребывал в относительном забвении; его труды оставались неопубликованными. Рост интереса к его работам наблюдается во 2-й половине XIX века среди идеологов китайского реформаторства, которым импонировали многие модернистские идеи философа. Лидер радикального крыла реформаторов Тань Сытун (1865—1898) даже объявил Ван Фучжи наиболее выдающейся личностью в истории Китая за последние 500 лет.

Д. А. Худяков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.


Ван Фучжи (ВанЧуаньшань, Ван Эрнун, прозвище Цзян-чжай) [1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (современная провинция Хунань) — 1692, Шичуаньшань (провинция Хунань)] — китайский философ-конфуцианец, в творчестве которого отмечаются сильные материалистические тенденции. Имел низшую ученую степень сюцай. В период завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с захватчиками, впоследствии скрывался в глухих районах провинции Хунань, занимаясь научной деятельностью. Главные сочинения — «Чжан-цзы чжэн мэн чжу» («Комментарии к сочинению Чжан Цзая "Наставление непросвещенным"»), «Чжоу и нэй чжуань» («Основной комментарий к "Чжоуским переменам"») и «Чжоу и вай чжуань» («Дополнительный комментарий к "Чжоуским переменам"»), «Шан шу инь и» («Извлечение смысла "Книги преданий"»), «Дусышу да цюань шо» («Полное собрание толкований на "Четверокнижие"»), «Э мэн» («Зловещий сон»), «Ду Тун цзянь лунь» («Читая "Всеобщее зерцало"»), «Сы вэнь лу» («Записи размышлений над вопросами»).

Развивал учение Чжан Цзая о «Великой пустоте» (тай сюй) как безграничном и безначальном вместилище вселенской субстанции (ци — пневмы). «Великая пустота» у Ван Фучжи — основа всего сущего, «единая реальность» (и ши), а содержащаяся в ней в разреженном состоянии «пневма» воплощает дуальные космические силы инь ян. Сгущение «пневмы» образует все многообразие мира, который бесконечен во времени — возникают и исчезают лишь единичные вещи. Ван Фучжи вывел положение об имманентности «движения» «Великой пустоте», отвергая т. о. положение неоконфуцианства эпохи Сун (11 — 13 вв.) об онтологическом «главенстве покоя» как исконного состояния истока мироздания. Ван Фучжи оспаривал также тезис школы братьев Чэн — Чжу Си о первичности структурообразующего вселенского начала (ли-принципа) по отношению к «пневме», доказывая имманентность «принципа» и «пневмы» друг другу В «учении о сердце» (синь сюэ) школы Лу Цзююаня — Ван Янмина усматривал пагубное влияние буддизма.

Проблему соотношения «знания и действия» (чжи—син) Ван Фучжи решал в пользу «действия»: оно может быть равноценно знанию, но знание не равноценно действию. Выступал против идеи внечувственного опыта, рассматривал познание как единство его чувственного и рационального аспектов. Отвергал доминирующие в конфуцианстве представления о «небесном принципе» (тянь ли) как самодовлеющем высшем законе, противостоящем «человеческим желаниям (страстям)»: индивидуальные желания лишь следует приводить в соответствие с «небесным принципом».

Не принимая популярные в Китае циклические схемы исторического процесса («расцвет — упадок»), Ван Фучжи предложил концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На 1-м этапе (до сер. 3-го тысячелетия до к. э.), предшествующем правлению легендарной династии Ся, человеческие сообщества сначала мало отличались от стад животных. Затем они были объединены в государство «варваров», в котором применение наказаний и поощрений не было строго регламентировано и отсутствовала система налогообложения. На 2-м этапе — от династии Ся до династии Сун (10 в. н. э.) — периоды раздробленности страны сменялись непрочным «временным единством». И лишь в 10 веке начинается этап единого государства, основанного на сочетании принципа гуманности (жэнь) и строгих юридических законов (фа).

А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 363.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Все о Китае и китайцах (справочник).

Исторические лица Китая. (биографический указатель).

Сочинения:

Чуаньшань и шу (Посмертное собр. соч. [Ван] Чуань-шаня), т. 1-128. Нанкин, 1886; тоже. Шанхай, 1930.

Литература:

Буров В. Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII в. Ван Чуаньшаня. М., 1976;

Кобзев А. И. Китай: история политических и правовых учений XVII—XVIII вв. М., 1989;

Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002;

Ли Цзипин. Ван Фучжи юй «Ду Тун цзянь лунь» (Ван Фучжи и его сочинение «Рассуждения по прочтении “Всеобщего зерцала”»). Цзинань, 1982;

McMorran I. Wang Fuchih and the Neo-Confucian Tradition // The Unfolding of Neo-Confucianism / Ed. W. T. De Bary et al. New York, 1975.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС