Вассиан Патрикеев (Косой)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >

ссылка на XPOHOC

Вассиан Патрикеев (Косой)

1470-1545

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вассиан Патрикеев (Косой)

Вассиан Косой (в миру — кн. Патрикеев Василий Иванович) (ск. ок. 1545), монах, писатель. Жил в Кирилло-Белозерском монастыре. После смерти Нила Сорского глава движения нестяжателей”. Выступая против церковно-монастырского землевладения, позволял себе критиковать святоотеческое предание в той части, в которой оно обосновывало церковно-монастырское землевладение. На Соборе 1531 года осужден и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался.

+ + +

Вассиан Патрикеев (Косой) (в миру - князь Василий Иванович Патрикеев) (около 1470 - после 1531 г.) - церковный и политический деятель, писатель. Активно поддерживал великого князя Дмитрия в конце XV века, за что был подвергнут опале и пострижен в монахи в 1499 году. Стронник Нила Сорского, активный деятель движения нестяжателей. В 1531 году был предан соборному суду, на котором его обвинили в составлении некакнонической Кормчей книги и выступлениях против монастырского землевладения. Сочувственно относился к проблемам монастырских крестьян. 

+ + +

Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 — после 1531, Иосифо-Волоколамский монастырь) — русский церковно-политический деятель, видный представитель нестяжательства. Был насильно пострижен в монахи Иваном III. Во время пребывания в Кирилло-Белозерском монастыре знакомится с Нилом Сорским и становится его верным последователем. Автор нескольких полемических сочинений против иосифлян, в которых обличает монашеское корыстолюбие, лицемерие, ханжество, пристрастие к внешней обрядности, проповедует подлинно христианский образ жизни, призывает к милосердию и прощению покаявшихся еретиков. На основе сербского списка Кормчей составил (вместе с Максимом Греком) новый свод церковных правил в духе нестяжателей, в котором делал ссылки на Платона и Аристотеля. В 1531 митрополитом Даниилом, поддерживавшим иосифлян, предан соборному суду, обвинен, в частности, в произвольном исправлении Кормчей книги и еретическом учении о нетленности плоти Христа. Осужден на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Е. Н. Бутузкина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 369.


Вассиан Патрикеев Косой (до принятия монашества - князь Василий Иванович Патрикеев) (умер до 1545) - русский церковный и политический деятель, публицист. В 1499 году после разгрома княжеско-боярской группировки, выступавшей против усиления власти великого князя Ивана III, был насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Став после смерти Нила Сорского главой нестяжателей, Вассиан Патрикеев использовал их учение в интересах княжеско-боярской оппозиции. Около 1509 года вернулся в Москву из ссылки. Был приближен к Василию III в момент увлечения великого князя планами секуляризации церковных земель. Вассиан Патрикеев, обладавший большим публицистическим талантом, в ряде сочинений («Слово ответно против клевещущих истину евангельскую и о иноческом житии и устроении церковном» и других) развернул ожесточенную полемику против Иосифа Волоцкого и его учеников. Отстаивал теорию независимой от государственной власти церкви, выступал против монастырского землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам. Обращая внимание на тяжелое положение крестьян в вотчинах монастырей, Вассиан Патрикеев закрывал глаза на жестокую эксплуатацию крестьян светскими феодалами. По мнению Н. А. Казаковой, Вассиан Патрикеев защищал интересы группы московских бояр, поддерживавшей на определенном этапе великого князя Василия III. Вассиану Патрикееву принадлежит редакция 1517 Кормчей, в которой церковные правила были отобраны и комментированы в соответствии с его взглядами и в которую включен написанный им трактат против монастырского землевладения. В Чудовом монастыре Вассиан Патрикеев сблизился с Максимом Греком, поддержавшим его программу реформы церковной жизни. Идейные разногласия, а также выступление Вассиана Патрикеева против развода Василия III и его второго брака привели к охлаждению к нему со стороны великого князя, который не желал ссориться с иосифлянским большинством русской церкви. В 1531 году Вассиан Патрикеев был осужден церковным собором за "ересь" и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Павлов А., Полемич. сочинения инока князя Вассиана Патрикеева (XVI ст.), "Православн. собеседник", 1863, Окт.; Архангельский А., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, СПБ, 1882, Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., M.-Л., 1947; Казакова Н. А., Вассиан Патрикеев и его сочинения, M.-Л., 1960; Иосиф Волоцкий, Послания..., Подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье, M.-Л., 1959.


Вассиан Патрикеев, по прозванию Косой (в миру — Патрикеев Василий Иванович), монах (ок. 1470—1532), князь, публицист, один из лидеров нестяжателей в 1-й трети XVI в. Происходил из знатного литовского рода Гедиминовичей. Его отец, Иван Юрьевич, приходился двоюродным братом вел. кн. Ивану III. В 90-е XV в. кн. Василий Патрикеев был очень влиятельной фигурой в высших московских кругах. Участвовал в войне с Литвой, был воеводой во время русско-шведской войны 1495—97, участвовал в Высшем государственном суде.

В династической борьбе к. XV в. отец и сын Патрикеевы поддержали Дмитрия Ивановича. За это в 1499 оба попали в опалу и были пострижены в монахи. Василий Патрикеев под именем Вассиана оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он познакомился с Нилом Сорским, который и стал наставником нового инока. В монастыре, выполняя наставления своего учителя, Вассиан знакомится с богословской литературой, изучает Священное Писание.

Несмотря на влияние Нила Сорского, Вассиан не смог следовать до конца его заповеди отречения от мира и сосредоточении на внутреннем духовном самосовершенствовании. Смысл своей последующей деятельности он видел в необходимости преобразования церкви на принципах нестяжания. Ок. 1509 Вассиана возвратили в Москву, где он стал пользоваться расположением нового вел. кн. Василия III Ивановича. В 1512 произошло первое открытое столкновение Иосифа Волоцкого и Вассиана Патрикеева. Волоколамский игумен призвал вел. князя провести «обыск» новых еретиков в Нило-Сорском скиту. Тогда Вассиан написал «Слово ответное», в котором доказывал неканоничность призывов Иосифа к «казням» еретиков. Спор был решен государем — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Влияние на вел. князя Вассиан Патрикеев сохранял до н. 30-х. Именно в этот период и сформировались 2 направления в отечественной религиозно-философской мысли, которые стали называться нестяжательством и иосифлянством. Полемика между сторонниками разных направлений проходила с переменным успехом, а предметом споров стали уже не только вопросы о еретиках, но и разнообразные стороны церковной жизни. И именно Вассиану Патрикееву принадлежит ведущая роль в том, что нестяжательство стало рассматриваться не как монашеское учение, а как средство решения церковных, социальных и даже политических проблем. Вассиан Патрикеев является автором нескольких сочинений. Особенный интерес представляет «Слово ответное».

По своим воззрениям Вассиан близок к Нилу Сорскому. Следуя учению Нила Сорского, в своих рассуждениях Вассиан Патрикеев основывается на идее евангельской любви. В «Слове ответном» он призывает Иосифа и его последователей вспомнить евангельские заповеди: «Вместо смирениа Христова мирьскую гръдость восприемше, во всех равне погрешаете и ничто же в вас здраво — ни слово, ни дело, ни умышление». В «Слове о еретиках» он отказывается принимать ссылки на Ветхий Завет, который свидетельствует о казнях еретиков — «мы противу сему речем». Зато он принимает евангельские заветы: «Аще от Ветхаго закона и к Новому закону что приведено от святых Христовых уст, от Еуангелиа, и от апостольскых посланий во Апостоле, и от святых правил седми собор, и от поместных — сие приемлем». Эту же мысль он повторяет в «Прениях с Иосифом Волоцким» и дальше обвиняет Иосифа в том, что тот «презрел» заповеди Христовой любви. И наконец, в «Ответе кирилловских старцев», возражая Иосифу Волоцкому по поводу казней еретиков, он утверждал, что мир должен управляться любовью: «Видиши ли, господине, яже любовь Моисеова к согрешающим зло превозможе утоли гнев Божий… Нам же, в Новей благодати яви владыко Христос любовный союз, еже не осужати брату брата о том, но единому Богу судити согрешения человече». Поэтому Вассиан и утверждал, что еретиков следует спасать молитвой и, в крайнем случае, держать в заключении, но ни в коем случае не подвергать смерти, ибо тогда нарушается завет Христовой любви.

В религиозно-философском плане крайне интересны постоянные ссылки Вассиана на Новый Завет. С одной стороны, в этом прослеживается явное влияние Нила Сорского, тоже стремившегося жить по Евангелию. Но отрицание норм Ветхого Завета, как представляется, имеет более давнюю историю и в миропонимании Вассиана Патрикеева отразилось, быть может, еще давнее, но сохранившееся в русской религиозно-философской мысли осторожное отношение к ветхозаветным заповеданиям. И одно из согрешений Иосифа Вассиан как раз и видит в увлечении Ветхим Заветом. Чтобы достичь торжества евангельской Христовой любви, Вассиан прежде всего проповедовал нестяжательство — и как способ земной жизни, и как важнейшее условие спасения. Этойтеме посвящены практически все его сочинения. Однако если для Нила Сорского нестяжательство было принципом личной жизни и жизни его обители, то Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни всей Русской церкви. Вопрос о том, что церковь не имеет права владеть селами и землей, поднимался Вассианом Патрикеевым как самый главный. Более того, в полемике с иосифлянами этот вопрос превратился в единственно главный, а все остальные проблемы отошли на второй план.

Основываясь на этом главном своем тезисе, Вассиан Патрикеев призывал, по сути дела, к церковной реформе. Именно поэтому он требовал, чтобы монастыри отказались от земельных владений, а их управление передали в руки «белого» духовенства. Резко отрицательно относился он и к тому, что монастыри владеют крепостными («порабощают крестьян — братьев»). И вообще, он высказывался в пользу того, чтобы в основном развивать малые монастыри и скиты, отказавшиеся от имущества, но получающие денежное содержание от государства и богатых землевладельцев.

Вассиан Патрикеев стремился к тому, чтобы нестяжательство стало теоретическим и практическим руководством для русской церкви. Недаром главным своим трудом он считал особую редакцию Кормчей книги, где церковные правила были изложены не по хронологии соборов, а тематически, в соответствии с порядком глав в Сборнике XIV титулов. На сегодня известны 3 редакции Вассиановой Кормчей, причем 2 последние содержат все увеличивающееся количество переводов с греческого Максима Грека. Кормчая Вассиана, по мнению исследователей, позволяет расширить наше представление об учении нестяжателей. Напр., она демонстрирует особый интерес князя-инока к некоторым литургическим вопросам, к календарному счету, здесь Вассиан выступает против пострижения рабов в монастырь, толкует о поведении епископата, о монастырских селах и владельческих правах святительских кафедр и церквей.

В своей неприязни к иосифлянам Вассиан нередко доходил до крайностей. Ведь, по ярому убеждению Вассиана, виновными в забвении евангельских истин оказываются не столько еретики, сколько те, кто их казнит — иосифляне, развращающие церковь богатством. И именно они являются чуть ли не главными врагами веры. Недаром он говорил: «Иосифова монастыря старцы у меня и в келье не бывали, я их к себе не пущаю, и дела мне до них нет». На свою сторону Вассиан Патрикеев сумел привлечь немало сторонников, в т. ч. и приехавшего в Россию Максима Грека. Однако последователи Иосифа Волоцкого не собирались сдаваться. В 1522 митрополитом стал его ученик Даниил Рязанец, который повел жестокую борьбу против нестяжателей. В итоге, сначала осудили Максима Грека, а потом и самого Вассиана Патрикеева. Суд состоялся в 1531 и по его приговору Вассиана, обвиненного в нестяжательстве и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он и погиб от рук «презлых иосифлян» уже в 1532.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева. — «Православный собеседник», 1863. ч. 3, с. 93—112,180—210;

Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М,—Л., I960.

Литература:

Казакова В. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть 16 в. Л., 1970.

Павлов А., Полемич. сочинения инока князя Вассиана Патрикеева (XVI ст.), "Православн. собеседник", 1863, Окт.;

Архангельский А., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, СПБ, 1882,

Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., M.-Л., 1947;

Иосиф Волоцкий, Послания..., Подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье, M.-Л., 1959.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС