Евдем Родосский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Е >

ссылка на XPOHOC

Евдем Родосский

350-322 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Евдем Родосский

Эвдем Родосский (Eudemos) (осн. деятельность — конец IV века до н.э.). Философ. Был учеником Аристотеля и, возможно, претендовал на пост главы Ликея, который, правда, занял Феофраст. О жизни Эвдема известно мало. Он написал много работ, в которых, вероятно, систематизировал и пояснял учение Аристотеля, однако до нашего времени дошли лишь отрывки его сочинений.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 454.


Эвдем (Εὔδημος) Родосский (IV в. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель перипатетической школы. Примкнул к Аристотелю, дружил с Теофрастом. Основал на Родосе собственную школу. По ряду свидетельств, Аристотель выделял Эвдема среди других учеников: пользовался его советами и помощью при работе над «Метафизикой» и даже написал в его честь элегию. Эвдему предписывают формулировку эвдемонизма как этического принципа перипатетиков, в основе которого лежит стремление человека к высшему благу — счастью путем использования всех духовных сил в согласии с рассудком.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 522.


Евдем (Εὔδημος) Родосский (до 350 — после 322 до н. э.) — философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Вместе с Теофрастом претендовал на роль руководителя Ликея, но, потерпев неудачу, уехал в 322 из Афин на Родос. Известно, что в течение нескольких лет он поддерживал активную научную переписку с Теофрастом (Simpl. In Phys. 923.9—15) и читал лекции по логике и физике, материалом для которых ему служили аристотелевские произведения. Судя по дошедшим до нас фрагментам, сочинения Евдема представляли собой парафразаристотелевских. По-видимому, главной его задачей были систематизация и сохранение философского наследия учителя. Евдему традиционно приписывают следующие сочинения: «Аналитика», «Категории», «О речи», «Физика» (не менее 5 кн.), работы по геометрии и историографии науки (истории геометрии, арифметики, астрономии). Перерабатывая «Физику», Евдем стремился по возможности унифицировать терминологию, свести частные проблемы к основным понятиям, устранить встречающиеся в аристотелевском тексте противоречия, решить очевидные апории. «Физика» его стала напоминать скорее комментарий, чем лекционный курс, и многие философы более позднего времени считали Евдема первым комментатором Аристотеля (см. Simpl. In Phys.; Alex. Aphrod. In Anal. Pr., In Top.; Philop. In Anal. Pr. etc). Несмотря на славу одного из самых верных последователей Аристотеля (Simpl. In Phys. 133.22, 411.15— 16), Евдем не во всем был согласен со своим учителем: вместе с Теофрастом, в частности, он считал, что вывод силлогизма, составленного из посылок различной модальности, зависит от модальности меньшей посылки, а не большей, как у Аристотеля (Alex. Aphrod. In An. Pr.).

Трактат аристотелевского корпуса, озаглавленный «Евдемова этика», еще в 19 в. считался сочинением Евдема, однако сейчас признается авторство самого Аристотеля.

С. В. Месяц

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 7.


Евдем (Εϋδημοξ) из Родоса (2-я пол. 4 в. до н. э.), древнегреческий философ. Представитель перипатетической школы, друг и ученик Аристотеля; наряду с Теофрастом ближайший претендент на должность схоларха Ликея ч качестве преемника Аристотеля. После избрания Теофраста (322 до н. э.), возможно, вернулся на Родос и основал там филиал школы, оставаясь в тесном контакте с Теофрастом (есть свидетельства о переписке). Все сочинения Евдема утрачены, остались только фрагменты в виде цитат у позднейших авторов. Из всех древних перипатетиков Евдем — самый верный и догматический последователь своего учителя (сравните одноимённые с сочинениями Аристотеля «Физику», «Аналитику» и др.). Герменевтическая (и, как предполагают, также текстология) работа Евдема над трактатами Аристотеля ставит его у истоков античного аристотелеведения и комментаторской традиции. Другую группу сочинений составляют особо ценные и много цитировавшиеся в древности историко-научные и религиоведческие труды — осуществление намеченной Аристотелем программы энциклопедического свода «принятых мнений» (ένδοξα), подлежащих диалектической обработке (сравните «Мнения физиков» Теофраста). Сюда относятся: история геометрии и арифметики (до Платона), история астрономии и история теологии (включавшая также негреческие теогонии), цитаты из которых остаются уникальным источником. Распространённая в 19 веке точка зрения, согласно которой Евдем принадлежит «Евдемова этика» Аристотеля, в настоящее время оставлена.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Фрагменты: W е h г l i Fr., Die Schule des Aristote-s, H. 8, Basel, 19692; Schöbe U., Quaestiones Eude-meae de primo physicorum libro, Halle, 1931.

Литература: Solmsen F., «American Journal of Philology», 1961, v. 82, p. 278—82; Aristoteles. Eudemische Ethik, übers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692; M o r a u χ P., Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd l, B.—N. Y., 1973, S. 8—9.


Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Wehrli F. (ed.). Die Schule des Aristoteles, Heft VIII. Eudemos von Rhodos. Basel—Stuttg., 1950;

Schoebe V. Quaestiones Eudemeae de primo physicorum libro. Halle, 1931;

Wehrli F. (ed.). Der Peripatos in vorchristlicher Zeit, Die Schule des Aribtoleles, Heft X. Basel— Stuttg., 1959, S. 95-128.

Литература:

Solmsen F., «American Journal of Philology», 1961, v. 82, p. 278—82;

Aristoteles. Eudemische Ethik, übers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692;

M o r a u χ P., Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd l, B.—N. Y., 1973, S. 8—9.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС