Зенон Китионский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ З >

ссылка на XPOHOC

Зенон Китионский

IV—III вв. до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Зенон Китионский

Зенон из Китиона (Zenon) (ок. 333—262 гг. до н.э.). Философ и основатель стоической школы философии. Сын Мнасея из Китиона на Кипре. Согласно упоминаниям источников, по происхождению был финикийцем. В 313 г. до н.э. переехал в Афины, где посещал Платоновскую Академию, однако затем под влиянием Кратеса стал придерживаться философии киников. Еще позднее создал собственную философию и преподавал в Стое Пойкиле, от названия которой произошло наименование философского направления «стоицизм».

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447.


Зенон из Китиона (Ζήνων) (ок. 336-264 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Название школа получила от греческого слова … («колоннада»), означавшего картинную галерею, где собирались ученики 3енона. В течение двух десятилетий обучался у киника Кратеса, мегарика (см. Мегарская школа) Стильпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 году до н. э. основал собственную школу в Афинах. Последователи 3енона назывались сначала зеноновцами, впоследствии — стоиками.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 121.


Зенон из Китиона (ок. 336 — ок. 264 до нашей эры) — основатель стоицизма. Уроженец г. Китиона на острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее — у платоника Полемона. В 308 году до нашей эры основал в Афинах свою школу, получившую название стоической от «стоа пойкилэ» — узорчатого портика, украшенного фресками. Произведения 3енона дошли до нас в виде немногочисленных фрагментов. 3енон различал три части философии: логику, физику и этику. Известно, что 3енон ввел термин «каталепсис» (понятие). По учению 3енона, представление («фантисия») есть отпечаток («тюпосис») вещей в душе. Критерием истины 3енон считал «захватывающий образ», поскольку он связывается с постижением действительности (Стоики).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 144.


Зенон-Стоик (346/336/333-264/262 до н.э.) - древнегреческий философ (из Китиона на Кипре). Ученик школы киников, с 300 до н.э. - родоначальник философии стоиков. Зенон приобрел для себя и своих друзей узорчатую колоннаду, портик ("портик" произносится по-гречески "стоа"), где и основал собственную философскую школу. Сочинения Зенона дошли до наших дней лишь во фрагментах: "О жизни, согласной с природою", "Пифагорейские вопросы", "Всеобщие вопросы", "Этика", "Логика", "Государство" и др. Ввел термин "каталепсис" ("понятие"). Сформулировал две отправные позиции стоического миросозерцания: "То, что в нашей власти" и "То, что не в нашей власти". По Зенону, знание - лишь средство для достижения мудрости. В единой целостной системе философии Зенона взаимодополняли друг друга этика кинизма, физика Гераклита и ряд доктрин Аристотеля. Физику и логику, отдавая приоритет первой, Зенон подчинял этике. Пафосом воззрений Зенона была их практическая направленность, подчиняющая знание действию, а также нравственность, ориентированная на достижение добродетели.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Зенон Китионский; Zenon, IV—III вв. до н. э., греческий философ. Основатель школы стоиков. Родился между 342—334 гг., умер между 270—262 гг. до н. э. Его отца звали Мнесий, возможно, он был финикийского происхождения. В 312—311 гг. до н. э. Зенон переезжает в Афины. Завороженный Воспоминаниями о Сократе Ксенофонта, он начал ходить на выступления эпигонов Сократа, принадлежавших к платонической, мегарской и кинический школам, но в особенности его привлекало учение и личность киника Кратета из Фив. Под его влиянием он написал трактат О государстве (Politeia), а затем, в подражание Ксенофонту, посвятил ему отдельное произведение Воспоминания о Кратете (Apomnemoneumata Krates). В своем учителе он видел идеал мудреца, которому для счастья хватает добродетели. Но со временем суровые обычаи киников, а также их диалектическая несостоятельность начали отталкивать Зенона, в то же время он учился в мегарской школе, изучая искусство вести дискуссии у Стилпона из Мегары, а затем у платоников Ксенократа и Полемона. Ок. 300 г. до н. э. Зенон решился основать собственную школу. Возможно, толчком послужило открытие Эпикуром в 307—306 гг. до н. э. знаменитого Сада и популярность его учения, с которым Зенон не мог согласиться и пытался полемизировать. В результате он начал учить в Портике — Stoa Poikile (отсюда название школы), а затем, подобно Сократу и киникам, в гимнасиях, на улицах и на агоре. В ходе своей сорокалетней деятельности Зенон прослыл самым знаменитым философом Афин. Из всех краев Греции к нему стекались ученики, принадлежавшие к разным общественным слоям; среди его последователей был и македонский царь Антигон Гонат. Когда Зенон умер на 72 году жизни, благодарные афиняне воздали ему почести, присудив венок и поместив гробницу на Керамике. Учение стоиков систематизировал Хрисипп из Солы. В настоящее время невозможно установить, каков был вклад каждого из этих философов и их последователей. (Общие принципы стоицизма изложил Хрисипп.) Диоген Лаэртский приводит 17 названий несохранившихся произведений Зенона, среди них: О государстве, О жизни в согласии с природой (Peri tu kata physin biu), О страстях (Peri pathon), Воспоминания о Кратете.

Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.


Зенон (Ζήνων) из Китиона (на о. Кипр) (ок. 333—262 до н. э.), древнегреческий философ, основоположник стоицизма. Около 312/311 года до н. э. поселился в Афинах, стал учеником киника Кратета, затем учился у представителя мегарской школы Стилпона и у главы платоновской Академии Полемона. Около 300 основал свою школу. Во взглядах Зенона на мир как организм и в учении о дыхании (пневма) сказывается влияние античных медицинских теорий (предшественниками можно считать Диогена Аполлонийского и сицилийскую медицинскую школу), его космология и теория познания обнаруживают влияние физики Гераклита, телеологических идей Сократа (Ксенофонт, Меморабилии 1.4 и 4.3), Платона и Аристотеля, а также критики платоновской теории общих понятий и идей у киников и Стилпона. Этика Зенона исходит из сократовского представления о разумной природе человека и его врождённой склонности к добродетели. Кинические идеи о безотносительности внутренней добродетели ко всему внешнему и полной независимости мудреца ярко отразились в раннем сочинении Зенона «О государстве», но впоследствии были смягчены («природа» и «разум» получили у Зенона значение объективной нормы и природного закона).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Фрагменты: Pearson A.C., The   fragments   of ino   and   Cleanthes,   L., 1891;   Arnim   I.  v., Stoicorum ve-terum fragmenta, v.   1,  Lipsiae,   1921.

Литература: P o h l e n z M., Zenon und Chrysipp, Gott., 1938 (Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften zu Gott., Philol.-hist. Klasse, Fachgr. l, Bd 2, 9); G r a e s e r A., Zenon von Kition, B.— N. Y., 1975; см. также лит. к ст. Стоицизм.


Зенон (Ζήνων) из Кития (334/333 до н. э., Китай на Кипре — 262/261 до н. э., Афины) — основатель стоической школы. Потомок выходцев из Финикии, Зенон около 311 года приехал в Афины, где слушал киника Кратета, академика Полемона, мегариков Стильпона и Диодора Крона; совокупность этик влияний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию, учение сицилийских врачей-«пневматиков», а также перипатетическую физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма. Ок. 300 основал собственную школу, название которой («Стоя») происходит от афинского «Расписного Портика» (…), где преподавал Зенон. Среди 25 его сочинений (сохранились только фрагменты) выделяются: «Государство», «Об учении», «О знаках», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении, или «О природе человека», «О жизни согласно природе», «О надлежащем», «О страстях», «О законе».

Хотя сохранившиеся материалы недостаточны для реконструкции учения Зенона в полном виде, они а) свидетельствуют, что он наметил школьную догматику (см. Стоицизм), как минимум, во всех основных частях (включая разработку оригинальной терминологии) и б) позволяют выяснить специфику его позиции по отдельным вопросам. Предложенная Зеноном схема построения и изложения учения — логика—физика—этика (Клеанф и Хрисипп допускали иное расположение частей) — подчеркивала значение этики и стала, по-видимому, господствующим вариантом общешкольной нормы (SVF I 46 сл.). Зенон разработал учение о «постигающем представлении» и ввел соответствующий термин (52 сл.), задав, таким образом, номиналистические параметры (критика теории «идей») стоической гносеологии; формальной логикой он не занимался. В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме, о причинности и космических циклах (85 сл.), а также заложил основы космологии (мироздание — система концентрических сфер, окруженная огненным эфиром, — 115 сл.), телеологии, мантики и учения о судьбе (152 сл.). В душе выделял 8 частей (с «ведущей» в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа, рассматривал влечения (включая их парарациональную этическую разновидность — «страсти») как эпифеномены суждений разума (205; 209). В этике предложил объективные «природные» масштабы целеполагания и сформулировал «конечную цель» как «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и «безразличном» — см. Адиафора) (178 сл.). Распространенное мнение, согласно которому учение о «первичной склонности» сформулировано и терминологически оформлено Зеноном, не находит убедительного подтверждения в сохранившихся фрагментах (197—198). Единая добродетель, понимаемая (в платоническом и перипатетическом духе) как знание вещей божественных и человеческих и как неизменно-совершенное состояние души (…), приобретает видовую специфику сообразно обстоятельствам своего применения (199—204); вероятно, уже Зенон соединял добродетель и счастье (в духе школьной догмы «добродетели довольно для счастья»), «Природное» долженствование Зенон обозначал оригинальным термином … (лат. эквивалент officium), а подлинно моральное — … (recte factum) (230 сл.). Формальным завершением этики служит учение о мудреце — автаркийном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе» (216 сл.). Учение о «космополисе» (всемирном сообществе разумных существ — 262), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» — одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным киническим влиянием. К числу наиболее известных учеников Зенона принадлежали Аристон с Хиоса, Герилл, Дионисий Гераклейский, Персей, Сфер и Клеанф.

Фрагменты: SVF I 1 — 332; Столяров, Фрагменты I, с, 1 — 115. Лит.: Jagu A. Zenon de Cittium. Son role dans l'etablissement de la morale stoi'cienne. P., 1946; Graeser A. Zenon von Kition. Positionen und Probleme. В,—N.Y., 1975; Afa«.s/eW./.ZenoofCitiurn: Critical Observations on a Recent Study.—«Mnemosyne», 1978,31,p, 134—178.

А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 43.


Зенон из Китиона (ок. 333-262 до Р.Х.) - представитель стоицизма в Древней Греции. Он основатель этого философского направления в истории философии. Стоицизм получил свое название от места, в котором находилась эта школа - Расписной стое - портике, который был украшен фресками. По имени этого места Зенона и его учеников стали называть стоиками. Зенон из Китиона дожил до преклонного возраста. По некоторым источникам, он покончил самоубийством, воздерживаясь от пищи. Написал очень много произведений, но от большинства из них остались или отрывки, или названия. Также мало сохранилось из творчества других представителей стоицизма: Клеанфа (264-232 до Р.Х.), который руководил школой в строго ортодоксальном духе и прожил около ста лет, также покончив самоубийством (уморил себя голодом); Хрисипп (ок. 281/277-208/205 до Р.Х.), умерший естественной смертью - то ли от неразбавленного вина, то ли от хохота.

Диоген Лаэртский излагает взгляды стоической философии целиком, всех стоиков вместе. Система стоической философии складывается из трех частей: логики, физики и этики. Зенон и другие стоики сравнивали философию или с организмом, или с садом, или с яйцом. Так, сравнивая философию с яйцом, они говорили, что желток - это этика, белок - физика, скорлупа - логика. Сравнивая же ее с организмом, они полагали, что жилы и кости соответствуют логике, мясо - этике, душа - физике. По мнению стоиков, все три части философии заслуживают рассмотрения, так как логика должна скреплять систему, физика - давать знания о природе, этика - жить "согласно природе".

Разработка вопросов логики происходит в период распространения влияния аристотелевской логики. В своей логике Зенон обращается прежде всего к языку, речи как форме, в которой выражается мысль. Логика распадается на риторику, занимающуюся правилами, которым подчиняется беседа, и диалектику, занимающуюся правилами связного изложения. Последняя подразделяется на собственно логику, которая занимается "обозначаемым", и грамматику, которая занимается словом или "обозначающим".

Наибольший вклад внесен стоиками в учение об обозначаемом как словесно выраженном ("лектон"). "Лектоном" стоики обозначали определенное содержание мышления, которое словесно выражено, оформлено. Основная мысль, которую проводили стоики, состояла в том, что "лектон" существует только в словесном выражении (или вообще в знаковом оформлении). В то же время сам знак, слово не существует без лектона.

Теория лектона есть теория значений слов, ее первый подход к этой проблеме, которая получила свое всестороннее выражение в последующей истории философии, особенно в современной аналитической философии. Теория лектона занимает особое место в гносеологии стоицизма и является сенсуалистической, полагающей, что все знание рождается из ощущений. Ощущения и восприятия закрепляются в памяти и порождают представления. Эти представления перерабатываются, выделяются повторяющиеся, и таким образом формируются понятия. Понятие - это своего рода "подобие" предмета, это как отпечаток предмета в душе.

Стоики выдвинули в своей гносеологии понятие "каталепсис" -схватывание, постижение. В процесс познания стоики включали момент "согласия" субъекта, своего рода волевой акт, присутствующий в познавательном акте. Таким образом, познание, согласно стоикам, совершается в виде возникновения ощущений, восприятии существующего предмета, запечатлевание этого предмета в душе и возникновение согласия субъекта. Весь этот процесс называется у стоиков "каталептической фантасией". Согласие субъекта - это логическое постижение, схватывание, которое и является разумной деятельностью. Описанный процесс образования понятий происходит у стоиков посредством чувственного восприятия и сознательной деятельности ума. Но кроме этого процесса стоики признавали такое образование понятий, которое происходит само по себе. Они их называли предвосхищениями первых, антиципациями их. К ним относили всевозможные общеупомянутые понятия, понятия обыденного сознания.

В то же время стоики признавали наличие научных понятий, которые требуют для своего усвоения обучения и воспитания. Самые общие научные понятия стоики называли категориями, из которых высшей категорией для стоиков было "сущее".

Они полагали, что существуют только тела, которые имеют субстрат (субстанцию). Качества тел также телесны, материальны. Все в мире состоит из четырех стихий: огня, воздуха, воды, земли. Как и Гераклит, они считали, что первоначалом мира выступает огонь. Однако в мире они различают два начала: пассивную материю и движущее начало - логос, или Бог. По словам Диогена Лаэртского, "начал во всем сущем они признают два: деятельное и страдательное. Страдательное начало есть бескачественная сущность, т.е. вещество, а деятельное - разум, в ней содержащийся, т.е. Бог. Он вечен, и Он -Творец всего, что в ней имеется" [Диоген Лаэртский. VII, 134]. Указанные четыре стихии, согласно стоикам, взаимодействуют и образуют "пневматический тонус", под которым они имеют в виду напряжение, возникающее под воздействием теплого воздуха и огня, и являющееся источником вещей.

Стоики последовательно стояли на позициях детерминизма и считали, что все в мире подчинено причинной зависимости. При этом они доводили свою концепцию детерминизма до фатализма, утверждая, что мир развивается периодическими циклами, постоянно возвращаясь к начальной стадии, после того как он исчерпает свои возможности: он превращается в огонь, погибая в мировом пожаре. Космос стоики представляли как разумное существо (подобно Платону). Вот как свидетельствует Диоген Лаэртский: "Весь мир есть живое существо, одушевленное и разумное, а ведущая часть в нем - это эфир... Мир един, конечен и шарообразен с виду, потому что такой вид удобнее всего для движения" [VII, 139-140].

Бога они понимали пантеистически как растворенного в природе, смешанного с материей. В то же время Бог вечен, так как продолжает существовать после гибели мира. Бог для стоиков - это мировой разум, мировой дух, пневма. Эта пневма представляет собой физическую смесь воздуха и огня. Особое значение придавали огню и считали, что чем больше в пневме огня, тем она духовнее. Пневма - это логос космоса, в котором (логосе) содержатся семена всех вещей. Бог - это своего рода "сперматический логос". Он - космос со стороны активного начала, присущего ему. Плотин писал в отношении стоиков, что для них "сам Бог не что иное, как материя в известном состоянии" [Эннеады. VI, 1,27].

Душа для стоиков выступает как: "теплая и огненная пневма", имеющая свои части. Всего стоики насчитывали восемь частей души, в которые входят ведущая часть: пять чувств, способность речи и сперматическое начало. Ведущая часть души выражается в способностях восприятия, согласия, желания, разума. Диоген Лаэртский пишет: стоики утверждают, что "душа - это дыхание, врожденное в нас, поэтому она телесна и остается жить после смерти; однако же она подвержена разрушению, и неразрушима только душа целого, частицами которой являются души живых существ" [VII, 15б]. Таким образом, теория души стоиков по своим исходным установкам все-таки признает бессмертие души, которая выступает в этом случае "душой целого", т.е. Бога. Теология стоиков также противоречива, так как признает, с одной стороны, то, что материя смешана с Богом, а с другой - то, что Бог продолжает существовать после того, как гибнет мир в мировом пожаре. Бог, согласно стоикам, существует, и они выводят это существование из логических аргументов.

Стоицизм появился в то время, когда основной задачей философии стало исследование не проблем бытия, натурфилософии, космологии или учения о познании, а этических проблем. Главной задачей этики было исследование вопроса, в чем состоит высшее благо? Стоицизм отвечает на вопрос, как и многие другие античные мыслители: в счастье. Счастье Зенон понимал как жизнь согласно природе, что означает жить в соответствии с добродетелью. А добродетель - это то, что совершенно в соответствии с разумом. Зло же - это то, что противоположно добродетели, порок. Все остальное, кроме добродетели и порока, относится к безразличным вещам (адиафора). Добродетель и порок выбираются человеком добровольно. В то же время стоики считали, что все в природе подчинено строгой необходимости, судьба правит миром. Поэтому возникал вопрос: каким же образом возможна свобода, выбор между добром и злом в этой железной необходимости? С точки зрения стоицизма человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно. Человек не может хотеть того, что не в его власти. Поэтому идеал стоика - это смирение с судьбой, покой (атараксия) или терпение (анатея). Счастье стоического мудреца "состоит в том, что он не желает никакого счастья".

Все блага стоики делили на четыре добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость, мужество. Зло же - это пороки, которые противоположны добродетели: неразумие, необузданность, несправедливость, трусость. Между добродетелями и пороками находится все то, что от нас не зависит, т.е. безразличные вещи, а именно: жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье. Между добродетелью и пороком, по мнению стоиков, нет промежуточного состояния. Все люди или добродетельны или порочны. Стоики разделяли всех людей на мудрецов и глупцов. Мудрец обладает всеми добродетелями, он счастлив и свободен, глупец же порочен и жалок. Отрицая наличие среднего между добром и злом, мудрецом и глупцом, стоики все же вводят понятие совершенствования. Однако совершенствующиеся люди, по мнению стоиков, так же неразумны и жалки по сравнению с истинным мудрецом.

Для стоицизма бесстрастие (атараксия) было путем к блаженству, поэтому они первыми разработали теорию страстей. Для них страсти делились на положительные и отрицательные. Положительные - это радость, осторожность, воля. Отрицательные - это печаль, страх, вожделение, наслаждение. Стоики отрицали как позиции крайних гедонистов (киренаиков), так и позиции умеренных гедонистов (эпикурейцев). Поэтому они считали, что человек стремится не к удовольствию, а к самосохранению, которое возможно только при жизни в согласии с природой. Позиция стоиков в том, чтобы бороться со страстями и противопоставлять негативным эмоциям положительные, например, страху- предусмотрительность, вожделению - волю. Хотя стоики не пренебрегали различными нравственными и физическими ценностями, но рассматривали их как животные чувства, которые не заслуживают человеческого отношения. С их точки зрения, главное - наше эмоциональное отношение к самим себе и миру и понимании того, что есть истинное добро и зло. И еще следует понять, что между добром и злом находится полоса нравственно нейтрального, которое не зависит от воли человека. Поэтому его необходимо принимать как оно есть, так как не в нашей воле его изменить. Главное в этике стоиков состоит в утверждении, что обстоятельства нашей жизни от нас не зависят, зависит же от нас лишь наше отношение к этим вещам.

Из всего сказанного вытекает понимание свободы стоиками. Они являются предтечей идеи (которая получила в дальнейшем свое значительное развитие) о свободе как познанной необходимости. Отсюда и проповедь стоиками пассивности, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг. Однако стоики не отрицали социальных ценностей несмотря на свою автаркию (отрешенность). Они признавали важность для человеческой жизни таких социальных институтов, как семья, государство и т.д. Более того, они призывали к социальному единству, считая, что люди по своей природе едины и должны преодолеть все те барьеры, которые их разъединяют, и прийти к своего рода космическому братству, космополитизму. По Зенону, "космос - огромное государство с единым государственным устройством и одним законом. Естественный разум предписывает, что следует делать, и запрещает то, что делать не следует". Отсюда у Зенона вытекает введение обычаев: общность жен, запрещение сооружать храмы в городах, отмена денег. В этом учении стоиков проявился еще один вариант тоталитарного государства после Платона.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.


Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Спарта (Лакония, Лакедемон), античное государство.

Мессения - область Древней Греции, располагавшаяся в юго-западной части Пелопоннесского полуострова. .

Арголида (Аргос), античное государство, существовало в кон. XII — XI в. до н. э.

Афины, античное государство.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС