Жуковский Николай Егорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ж >

ссылка на XPOHOC

Жуковский Николай Егорович

1847-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Егорович Жуковский

Жуковский Николай Егорович [5(17). 1. 1847, с. Орехово, ны t Владимирской обл.,- 17.3.1921, Москва], русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. В 1868 окончил физ.-мат. фак. Моск. ун-та. С 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитич. механики Моск. высшего техн. училища (МВТУ). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела»; в 1882 ва исследование «О прочности движения» ему присуждена степень доктора прикладной математики. С 1885 преподавал теоретич. механику в Моск. ун-те, а с 1886 профессор кафедры механики. В 1887 возглавил кафедру механики МВТУ. В Моск. ун-те и в МВТУ Ж. работал до конца жизни. Исследованиями различ. проблем воздухоплавания при кабинете прикладной механики ун-та в 1889 (испытывались модели летат. аппаратов, возд. змеи и пр.) Ж. положил начало созданию эксперимент, и теоретич. аэродинамики, поставив на науч. основу развитие самолётостроения и авиации в целом. Его работы «О парении птиц» (1891), в к-рой Ж. впервые проанализировал динамику полёта и нашёл ряд возможных траекторий полёта, послуживших теоретич. обоснованием фигур высшего пилотажа, и «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) заложили основы аэродинамич. расчета самолёта. Предсказанная им возможность «мёртвой петли» была осуществлена в 1913 лётчиком П. Н. Нестеровым. В статьях «К теории летания» (1890) и «О крылатых пропеллерах» (1898) рассматривалась тяговая сила возд. винта. Признанием выдающихся науч. заслуг Ж. явилось избрание его в 1894 чл.-кор. Петерб. Академии наук. В 1900 он выдвигается кандидатом в её действит. члены. Однако избрание в академики было связано с переездом в Петербург, и, не желая оставлять плодотворной исследоват. и педагогич. работы в Москве, Ж. снимает свою кандидатуру. В 1902 Ж. основал аэродинамич. лабораторию в Моск. ун-те, где была установлена одна из первых в мире аэродинамич. труб. Здесь под его руководством был сконструирован прибор для испытания самолётных винтов. В 1904 под руководством Ж. и с участием группы его учеников в пос. Кучино под Москвой создаётся первый в Европе аэродинамич. ин-т. В 1904 Ж. открыл принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять величину подъёмной силы, что явилось основой аэродинамики. О своём открытии Ж. сообщил 15 нояб. 1905 на заседании Моск. математич. об-ва и изложил его в работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1907). В работах Ж. «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-12) и др. и в ряде работ его ученика С. А. Чаплыгина разрабатывался математич. аппарат для решения задач обтекания крыла и обосновывался метод построения теоретич. «профилей Жуковского». В 1910 по инициативе Ж. была открыта аэродинамич. лаборатория в МВТУ. В прочитанном в МВТУ курсе лекций «Теоретические основы воздухоплавания» (1910-12) Ж. обобщал и систематизировал и собств. взгляды, и результаты исследований С. А. Чаплыгина и др. представителей его научной школы, а также опыт зарубеж. учёных. Статьи Ж. под общим на званием «Вихревая теория гребного винта» послужили теоретич. основой для конструирования возд. винтов. Много сил и энергии отдавал Ж. подготовке авиац. кадров - пилотов и конструкторов самолётов, разработке вопросов развития и боевого применения отечеств, воен. авиации. С 1913 он преподавал на курсах офицеров-лётчиков, а с началом 1-й мировой войны - на курсах летчиковдобровольцев при МВТУ. В созданном при МВТУ под руководством Ж. авиац. расчетноиспытат. бюро разрабатывались основы аэродинамич. и прочностного расчёта самолетных конструкций. Они нашли теоретич. обоснование в работах Ж. «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913 - 16), «Аэродинамический расчёт аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920). Ж. занимался также теорией бомбометания, вопросами баллистики арт. снарядов, работал над различ. проблемами теоретич. механики. После Окт. революции Ж. и его ученики приняли активное участие в становлении сов. науки и создании сов. авиации. В исключительно тяжёлой обстановке Гражд. войны Коммунистич. партия и Сов. правительство проявляли заботу о создании Ж. и его ученикам условии для интенсивной творч. работы. В дек. 1918 создаётся Центральный аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ) во главе с Ж. В это же время Ж. организует аэродинамич. отдел в Эксперимент, ин-те путей сообщений. Он ведет большую работу в Комиссии особых арт. опытов. В 1919 по предложению Ж. лётные курсы при МВТУ реорганизуются в Моск. авиац. техникум, на базе к-рого в 1920 создаётся Ин-т инженеров Красного Возд. Флота, с 1922 - Академия Возд. флота (ныне Военновозд. инж. академия им. проф. H. E. Жуковского). Из более чем 170 работ Ж. ок. 60 посвящены аэродинамике и летат. аппаратам. Др. работы содержат оригинальные исследования по механике твёрдого тела, гидравлике и гидродинамике, математике и астрономии, прикладной механике, теории регулирования машин и др. В ознаменование 50-летия науч. деятельности Ж. и отмечая его заслуги как «отца русской авиации», Совет Нар. Комиссаров за подписью В. И. Ленина 3 дек. 1920 издал декрет об учреждении премии им. H. E. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании его трудов, а также о ряде льгот для самого учёного. В 1947 в связи со 100-летием со дня рождения Ж. Совет Министров СССР постановил ежегодно присуждать две медали и премии им. H. E. Жуковского за лучшие науч. исследования и учеб, пособия по авиации и учредил стипендии его имени для студентов старших курсов Моск. ун-та, Моск. авиац. ин-та и МВТУ. В Москве и г. Жуковский Моск. обл. сооружены памятники учёному. Научному подвигу и жизненному пути Ж. посвящены музеи в Москве и на его родине - в с. Орехово Владимирской обл.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.


Вернуться на главную страницу Н.Е. Жуковского

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС