Меркулов - Сталину и др.
       > НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ > ДОКУМЕНТЫ 40-Х ГОДОВ XX ВЕКА >

ссылка на XPOHOC

Меркулов - Сталину и др.

1945 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Спецсообщение В.Н. Меркулова - И.В. Сталину, В.М. Молотову, Л.П. Берии

о содержании переписки между МИДом Англии и английским послом в Вашингтоне

18.07.1945

Копия

Сов. секретно

ГКО — товарищу СТАЛИНУ И.В.

НКИД — товарищу МОЛОТОВУ В.М.

НКВД — товарищу БЕРИЯ Л.П.

В дополнение к спецсообщению № 4100/н от 5.7.45 НКГБ СССР сообщает содержание телеграфной переписки между МИД Англии и английским послом в Вашингтоне в связи с конференцией руководителей трех держав.

Документы получены агентурным путем в Лондоне.

I. Телеграмма английского министерства иностранных дел № 7125 от 4.7.45, адресованная английскому послу в Вашингтоне.

«В дополнение к моей телеграмме № 6973 от 30.6.45 относительно перечня вопросов, подлежащих обсуждению на конференции в «Терминале» (кодовое название места встречи руководителей трех держав).

Нам теперь кажется, что помимо вопросов, перечисленных в нашей телеграмме № 6973, в раздел «общие вопросы» следует включить вопрос о распределении постов в Исполнительном комитете и в Подготовительной комиссии объединенных наций. На первом заседании Подготовительной комиссии по этому вопросу не было принято никакого решения. Поэтому вполне очевидно, что мы должны, если это возможно, добиться соглашения между пятью великими державами, по крайней мере по вопросу о председателе и секретаре Исполнительного комитета, до начала заседания комитета, которое состоится в начале августа. Если на конференции руководителей правительств в «Терминале» сможет быть достигнуто соглашение, то с французами и китайцами можно будет согласовать этот вопрос до конца этого месяца, и тогда не будет больших трудностей в том, чтобы Исполнительный комитет на своем первом заседании согласился с любым предложением, принятым пятью великими державами. Поэтому мы предлагаем добавить к перечню вопросов, подлежащих обсуждению в «Терминале», пункт 1 «е» под следующим заголовком: «Распределение постов в Исполнительном комитете и в Подготовительной комиссии».

2. Мы также считаем, что было бы желательным одновременно с этим поставить на обсуждение вопрос о месте работы международной организации. Этот вопрос стоит на повестке дня Исполнительного комитета, и вполне возможно, что он будет подвергнут обсуждению в августе. Встреча руководителей трех держав несомненно является вполне подходящим местом для общего обмена мнениями по этому важному вопросу, однако мы считаем, что в «Терминале» не должно быть принято окончательное решение, так как вполне понятно, что точка зрения других стран должна быть также принята во внимание.

3. Поэтому мы предлагаем к перечню вопросов, подлежащих обсуждению в «Терминале», добавить также пункт 1 «f» под следующим заголовком: «Предварительный обмен мнениями относительно места работы международной организации».

II. Телеграмма английского посла в Вашингтоне № 4709 от 6.7.45, адресованная английскому министерству иностранных дел.

«В дополнение к моей телеграмме № 4708.

1. Передаем содержание замечаний МАТЬЮСА (директор управления европейским делам госдепартамента США) в отношении некоторых вопросов, намеченных госдепартаментом для обсуждения на конференции руководителей трех держав.

Пункт 1. В связи с этим пунктом МАТЬЮС показал текст меморандума, который посол США в Лондоне получил указание представить министерству иностранных дел. В этом документе предлагается, чтобы, в связи с рассмотрением срочных проблем, связанных с заключением мирных договоров и разрешением территориальных вопросов, министры иностранных дел пяти основных стран создали совет для составления договоров (перед представлением их на рассмотрение объединенных наций) с Италией, Румынией, Болгарией и, на более поздней стадии, если пять правительств согласятся на это, с Германией, когда будет совместно признано, что имеется германское правительство, с которым такой договор можно заключить. Такой совет также сможет, с общего согласия, рассматривать и другие срочные европейские проблемы.

2. МАТЬЮС заявил, что правительство США будет ожидать результатов обсуждения позиции английского и американского правительств по этому вопросу на конференции руководителей трех держав в отношении этого предложения. Если эта позиция будет одобрена, она должна быть как можно быстрее рассмотрена на заседании предлагаемого к созданию Совета, который будет заседать в самом Берлине или в одной из небольших европейских столиц (он назвал Брюссель и Вену). Он также заявил, что предложение США о том, чтобы состав Совета был ограничен министрами иностранных дел пяти основных союзников, расценивается как наиболее удобный способ для избежания претензий со стороны других стран, например со стороны Украины и Белоруссии, в отношении участия их в составлении мирных договоров. Вопрос в отношении заключения мирного договора с Финляндией не предусматривается в предложении, так как США не находились в войне с этой страной.

Пункт 2 «а». МАТЬЮС заявил, что правительство США считает, что после создания Контрольного совета Европейская консультативная комиссия должна прекратить свое существование как можно быстрее, и выполнение ее функций должен взять на себя Контрольный совет.

Пункт 5. МАТЬЮС указал, что важно сделать все возможное, чтобы Советское правительство не просто присоединилось к таким организациям, как Европейский экономический комитет, Европейский угольный комитет и Европейская международная транспортная организация, но также активно сотрудничало в них, способствуя успеху их работы.

Пункт 6. МАТЬЮС заявил, что свободная связь и информация относятся к проблеме необходимости убедить Советское правительство разрешить в его зонах оккупации осуществление телеграфной связи, а также разрешить доступ туда иностранных журналистов.

Затем МАТЬЮС заявил, что его более ранние комментарии в отношении Вашего пересмотренного перечня вопросов, сообщенного в моей телеграмме № 4620, отражают точку зрения госдепартамента и могут быть дополнены следующими соображениями (ссылки, которые имеются ниже, делаются на пересмотренный перечень вопросов, приведенный в Вашей телеграмме № 6973).

Пункт 3 «а». Госдепартамент убежден в том, что советское правительство поднимет на конференции руководителей трех держав вопрос в отношении западной границы Польши и будет надеяться на разрешение его на конференции.

Пункт 3 «b». МАТЬЮС подтвердил, что американцы не захотят взять на себя инициативу в возбуждении вопроса о переселении германского населения из Польши и Чехословакии, и заявил, что они не начали еще обсуждение этого вопроса с нами. (Я узнал из 3 параграфа Вашей телеграммы № 6651 о том, что посольство США в Лондоне сделало Вам представление в отношении выселения венгров из Чехословакии. В свете того, что заявил МАТЬЮС, и на основании Ваших инструкций, сообщенных Вашей телеграммой от 11 июня, в соответствии с которыми мы уже приняли меры, можно предположить, что госдепартамент полагает, что мы возьмем на себя инициативу в постановке вопроса о переселении других групп национальных меньшинств.)

Пункт 7. МАТЬЮС заявил, что правительство США согласилось с нами в том, чтобы отвод войск из Ирана происходил на равных началах.

3. Что касается дополнительных пунктов, о которых говорится в Вашей телеграмме № 7125, мне стало известно сегодня в госдепартаменте, что он не возражает против обсуждения этих вопросов на предстоящей конференции руководителей трех держав, но считает, что эти вопросы должны быть обсуждены в низшей инстанции не руководителями трех держав, а их министрами иностранных дел, и поэтому не должны фигурировать в официальной повестке дня».

Народный комиссар государственной безопасности Союза ССР

В. МЕРКУЛОВ

Опубликовано: Очерки истории российской внешней разведки: В 6 т. Т. 4. 1941—1945 годы. М., 1999. С. 656—658.

Здесь перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/


Далее читайте:

Россия в 40-е годы (хронологическая таблица).

Основные события 1945 года (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС