Родственные проекты:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    	
	 
 
     | 
    
    
 
      Нестор Махно
      ПОД УДАРАМИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
      (Вторая книга) 
      
             Глава XIII
МОСКВА И МОИ ВСТРЕЧИ С АНАРХИСТАМИ, ЛЕВЫМИ ЭСЕРАМИ И БОЛЬШЕВИКАМИ
По приезде в Москву, как только я вышел из вокзала, я сразу же взял извозчика 
и поехал на Введенку, дом номер 6, к А. А. Боровому. Лично я Борового не знал, 
но по газетам узнал, что у Борового можно встретить секретаря Московского союза 
идейной пропаганды анархизма товарища Аршинова. Этот последний мне известен был 
еще с 1907 года, а на каторге я встретился с ним лично. И на каторге, и по 
выходе из нее я верил, что мне придется с Аршиновым работать вместе на Украине. 
Но вскорости мы пошли каждый своим путем, то есть он, по примеру большинства 
анархистов, предпочел деревне город и остался в Москве, я же уехал в деревню, и 
хотя не порывал связи с городом, но работал в деревне среди широкой массы 
населяющих ее тружеников. 
  
Теперь, очутившись временно, не по своей вине, за пределами Украины, я решил 
посетить Москву. В этом центре "бумажной", как я уже выразился, революции нашли 
себе прочную оседлость все видные революционеры всех толков и направлений. 
Именно со всеми ими, поскольку мне позволит время, я, проделавший уже до 
некоторой степени опыт практической борьбы на Украине, и думал встретиться, 
поговорить, посоветоваться кое о чем. Но прежде всего я хотел встретиться с 
Аршиновым, хотел узнать от него, в каком положении находится наше движение в 
Москве после разгрома его большевистско-левоэсеровскою "Советской" властью 12 
апреля. 
  
Товарищ Аршинов, как бывший секретарь Федерации московских анархических 
групп, а в это время секретарь Союза идейной пропаганды анархизма, должен был, 
по-моему, знать положение нашего движения в Москве. Поэтому я его и искал. 
  
Нашел я Введенку. Поднялся в квартиру Алексея Алексеевича Борового. Позвонил. 
Дверь открылась, и меня встретил среднего роста интеллигентный человек, красивый 
и хорошо, с особой четкостью, говорящий по-русски. Он провел меня далее в 
коридор и указал дверь в кабинет-библиотеку. 
  
Не успел я перешагнуть порог этой двери, Алексей Алексеевич меня спросил: 
кого я здесь хочу видеть. 
  
Я ответил: 
 – Товарища Аршинова. 
  
Последовал ответ: 
 – Он здесь бывает два раза в неделю: по вторникам (если не ошибаюсь. – Н. М.) и 
пятницам. 
  
Тогда я попросил у Алексея Алексеевича разрешения оставить у него свой 
чемодан, полный тамбовских белых булок, которые я, слыша, что в Москве хлеба 
нет, привез с собою. И услышав, что чемодан можно оставить, я оставил его, 
простился с Алексеем Алексеевичем и ушел в город. 
  
Время подходило к обеду. Зашел неподалеку от Пушкинского бульвара в ресторан. 
Пообедал. Обед плохой и дорого, хлеба мало. Здесь я узнал, что хлеба можно 
достать сколько хочу, но какими-то задними ходами и за большие деньги. Это меня 
так рассердило, что я готов был поднять скандал. Однако, не будучи уверен в том, 
что распродажа хлеба за особую цену и задними ходами не производится самим 
хозяином ресторана вместе с большевистскими и левоэсеровскими чекистами, а также 
имея при себе револьвер, за который чекисты в то время могли даже не довести 
меня до Дзержинского – расстрелять, я воздержался от поднятия скандала. 
  
И оказалось – был прав. Всего через пять минут по выходе из ресторана я 
встретил бывшего своего товарища по каторге, польского социалиста, некоего 
Козловского. В то время он был уже коммунист-большевик и занимал должность 
участкового милицейского комиссара. Он с большой радостью встретил меня. Повел 
меня в свой комиссариат, показал мне своих сотрудников и много кое о чем говорил 
со мною, извинительно подчеркивая мне, что, если бы не требования революции, он 
ни за что не был бы на должности милицейского комиссара. Революция, дескать, от 
него этого требует. 
  
Я изрядно посмеялся над его аргументацией, приведшей его на пост палача 
революции. Узнал я от него трамвайную линию до Анастасьевского переулка, где 
помещался Комиссариат внутренних дел; а возле него (после разгрома московских 
анархистов на Малой Дмитровке) большевистско-левоэсеровская власть милостиво 
разрешила московским анархистам занять себе для нужд секретариата и редакции 
помещение-сарай, в котором до прихода анархистов "упражнялись футуристы в своих 
футуристических занятиях", сказал мне комиссар. 
  
Мой бывший товарищ комиссар Козловский провел меня к нужному трамваю, и я 
простился с ним, пообещав еще встретиться. Поехал я в Федерацию анархистов, 
надеясь встретить там и Аршинова. 
  
Подступ к Федерации для новичков казался прямо-таки опасным. С одной стороны, 
потому что он занят был беспрерывно шатающимися агентами чеки, наблюдавшими за 
каждым приходящим, чуть не хватая его. С другой же стороны, вид здания Федерации 
не внушал к себе доверия: казалось, здесь помещается не Федерация анархистов, а 
живут агенты чеки, охраняющие сбоку стоящее роскошное здание, в котором 
находился Комиссариат внутренних дел. 
  
Я долго стоял при входе в этот переулок со стороны Тверской, наблюдая за 
прохожими. А затем прошел по переулку, минул дверь Федерации, пошел дальше, 
взошел по ступеням к двери Комиссариата внутренних дел. Она была заперта. Я 
повернул от двери, спросил чекиста, когда откроется Комиссариат внутренних дел, 
и, получив ответ: "В три часа", пошел уже прямо в Федерацию анархистов. 
  
В Федерации я застал многих товарищей: одни сидели за низким, широким столом 
и что-то записывали в большие книги; другие что-то переписывали; третьи 
перекладывали большие кипы связанной, видимо, нераспроданной ежедневной газеты 
"Анархия". 
  
Как только я подошел к столу и спросил у сидевших за ним, где можно встретить 
товарища Аршинова, меня сейчас же отослали в другой угол, где стояли три-четыре 
товарища и о чем-то оживленно говорили между собою. Из них первым заговорил со 
мною товарищ Бармаш, которого я лично знал еще с марта месяца 1917 года. Он 
сказал мне, что Аршинов сюда редко когда заходит. Товарищ же Гордин-младший 
прямо заявил мне: 
  
 – Аршинов не захотел работать с рабочими и ушел к интеллигенции. 
  
Он перечислил мне имена интеллигенции: Борового, Рощина, Сандомирского и 
других. 
  
Я сперва как будто рассердился на Гордина, а затем подумал: быть может, он 
прав. Ведь люди, не сознающие того, что без рабочих и крестьян они никогда не 
воспитали бы в себе революционеров дела (только честно наблюдая за тяжелой 
жизнью и борьбой рабочих и крестьян, интеллигенты становились и становятся 
подлинными революционерами дела), эти люди так часто зазнаются перед рабочими и 
крестьянами. Может быть, что рабочий Аршинов дальше Москвы не постарался 
заглянуть в рабочие ряды, именно теперь, в дни революции. И может быть, 
предпочел рабочим организациям группу интеллигентов... 
  
Впрочем, это были отвлеченные мысли. Как только я ушел из Федерации, я 
почувствовал еще большее желание встретиться с Аршиновым и воочию убедиться в 
том, что услыхал от Гордина. 
  
Наступал вечер... Идти в отель мне не хотелось. Поэтому я возвратился опять в 
Федерацию анархистов и заявил товарищам, что у меня нет квартиры, где я мог бы 
ночевать. Товарищ Середа, посоветовавшись со своей подругой, предложил мне 
ночевать у него, предупредив, что спать придется в одной с ними комнатушке и на 
полу, так как, дескать, нет кроватей и постелей. 
  
Предложение Середы я принял и пошел с ним, его подругой и еще несколькими 
товарищами, которые жили в том же особняке, к нему на квартиру... Здесь в доме, 
где жил Середа, я впервые познакомился с известным автором "ассоциационного 
анархизма" Львом Черным. С этим последним я много говорил о нашем анархическом 
движении на Украине (которой он никак не признавал и называл только Югом 
России), об организационном ничтожестве там нашего движения. Все, что я говорил 
Льву Черному, он принимал с особой болью. Но тут же протестовал против моих 
мыслей, что анархизму пора отказаться от раздробленной на сотни и тысячи групп и 
группок формы организации; что анархизм, благодаря этой своей бессодержательной 
форме организации, выявил себя в революции беспомощным овладеть трудовыми 
массами, пойти с ними в бой с капиталом и государством и вывести из этого боя 
тружеников победителями... 
  
Это был главный пункт нашей беседы с Львом Черным. На нем мы разошлись. 
Однако и после часто встречались в том же особняке. 
  
Из наблюдений моих над Львом Черным, я скоро убедился в том, какой он 
безвольный человек, как он бесхарактерен в отношениях и к друзьям, и к врагам. 
Помню, однажды он ходил по комнатам с книжечкой и переписывал мебель. На мой 
вопрос: "Что вы, товарищ Черный, здесь хозяин, что ли?" – я услыхал ответ: "Еще 
хуже..." 
  
Я поинтересовался расспросить об этом и его, и других. Я узнал, что 
большевистско-левоэсеровские хозяйственники пришли в этот двор и заявили 
товарищу Черному, что отныне он комендант этого двора, он за ним должен 
смотреть, он за него ответствен... 
  
 – И что же вы, товарищ Лев, им ответили? – спросил я Черного. 
  
Он сказал: 
 – Что же я мог им ответить? Они такие нахалы, так навязчивы, что я не мог им 
отказать в этом. И вот теперь вожусь здесь... Товарищи не понимают моего 
положения: и на ночь, и в полночь появляются здесь. Если ворота заперты, лезут 
через верх, нарушают покой обитателей, которые обижаются, заявляют об этом мне, 
а я не могу говорить об этом ни товарищам, ни квартальному комитету... Думал 
как-то сбежать отсюдова, но устыдился самой мысли об этом. 
  
Больно было слушать и смотреть на этого деликатного человека, но еще обидней 
было мне видеть в нем безвольного человека, человека-тряпку, с которым другие 
делают что хотят, а он, как безвольное существо, не имеющее необходимого в его 
положении характера, не может все это перезреть и покинуть. 
  
Да разве такие люди могут что бы то ни было сделать в круговороте 
революционных бурь, где у человека без воли, без характера не хватит ни 
терпения, ни нервов преодолевать те ненормальности, которые первыми всплывут на 
поверхность практической борьбы – той борьбы, через которую широкая масса 
трудящихся стремится обрести себе свободу и право на независимость от власти 
капитала и государства?! Разве такие безвольные люди могут быть способны 
находиться в рядах этой массы и оказывать ей своевременную нужную помощь?! 
Никогда в жизни!.. Такие люди могут лишь освещать прошлое, если им попадется 
верный материал о нем и если правительственные хозяйственники не будут их 
назначать в коменданты. Вот с этой лишь стороны они могут оказать помощь: но уже 
не тем, кто сейчас действует, а идущим им на смену поколениям. 
  
От всей души жалел я Льва Черного и в то же время возмущался его безволием и 
бесхарактерностью. Человек этот обладал талантом оратора и писателя, был 
искренен и в том, и в другом проявлении себя, но не умел уважать себя, ограждать 
свое достоинство от той грязи, которая, судя по моим расспросам и точным 
наблюдениям, липла к нему. Эта сторона его индивидуальности мешала ему, как 
многим известным анархистам мешали другие стороны, выбраться на широкий путь 
массового действия анархизма в революции и занять на нем надлежащее место, очень 
далекое от комендантского поста в московском особняке... 
  
Расстался я с особняком и с товарищами Середой и Львом Черным лишь тогда, 
когда разыскал наконец Петра Аршинова. Последний проживал в одном из отелей на 
базарной площади (близ Театральной площади) – не комендантом, конечно, а у 
коменданта, распоряжавшегося этим отелем от имени крестьянской секции при ВЦИК 
Советов. 
  
Встреча с Аршиновым, а также и с комендантом этого отеля Бурцевым была для 
меня радостью. Все мы друг друга знали из московской каторги. Все чувствовали 
взаимное уважение друг к другу. Это нас сближало без того, что мы все считались 
анархо-коммунистами. 
  
От Аршинова я узнал, что он действительно ушел от работы Федерации московских 
анархических групп, потому что не нашел в ряде товарищей серьезного отношения к 
делу нашего движения. 
  
Кто из них прав, я, конечно, не старался выяснить. Я старался понять, чем 
дышит теперь Аршинов и чем занимается. 
  
В ряде бесед, а также при совместном с Аршиновым посещении Алексея 
Алексеевича Борового и из беседы с последним, я выяснил, что Аршинов работает в 
качестве секретаря и организатора лекций для членов Союза идейной пропаганды 
анархизма. 
  
Вскоре после нашего посещения А. А. Борового Аршинов организовал лекцию "О 
Толстом и его творчестве", которую читал Иуда Гроссман-Рощин, со вступительным 
словом товарища Борового. 
  
Эта лекция, как и вступительное слово к ней Борового, меня, 
крестьянина-анархиста, очаровали; в особенности, должен сознаться, очаровало 
меня слово Борового. Оно было так широко и глубоко, произнесено с такой 
четкостью и ясностью мысли и так захватило меня, что я не мог сидеть на месте от 
радости, от мысли, что наше движение не так уж бедно духовными силами, как я 
себе представляю. Помню, как сегодня, что я, как только Алексей Алексеевич 
окончил свою вступительную речь к лекции Рощина, выскочил из зала и побежал в 
фойе, чтобы пожать ему, Алексею Алексеевичу, руку и выразить свое чувство 
товарищеской благодарности. Зайдя в фойе, я встретился лицом к лицу с Алексеем 
Алексеевичем, прохаживавшимся по фойе. Я был полон радости за него, за его успех 
перед аудиторией, которая – я видел и переживал это вместе с ней, я был в этом 
убежден – аплодировала с такой радостью и чувством благодарности. Затем, 
разговорившись с ним, я подал ему руку и выразил ему все то, что чувствовал... 
По-моему, он вполне заслужил такое выражение признательности. 
  
Но Алексей Алексеевич был скромен и, крепко держа мою руку в своей, 
полусмеясь и глядя на меня и на стоявшего рядом со мной Аршинова, сказал: 
  
 – Благодарю, но мне кажется, что я несколько обидел товарища Рощина: 
заставил его долго ожидать конца вступительного слова. 
  
Я подхватил: 
 – Нет, вам, Алексей Алексеевич, мало времени дали!.. 
  
Мы обменялись еще несколькими фразами и разошлись. Он, Алексей Алексеевич, 
пошел на кафедру и сел возле начинавшего свою лекцию Рощина, а мы, я и Аршинов, 
пошли в зал и уселись на скамьи слушателей. 
  
Товарищ Рощин говорил. Публика тихо, с напряженным вниманием смотрела на него 
и слушала. 
  
Лекция была серьезная, и прочитана она была очень удачно. Успех был 
колоссальный. Помню, я говорил о ней и с Рощиным, и с Аршиновым, который в то 
время считал Рощина звездой среди молодых теоретиков анархизма. Заметно было, 
что Аршинов перед ним таял, хотя и отмечал, что он, Рощин, страшно бесшабашный. 
(Я думал, это потому, что Рощин на целый час опоздал на свою лекцию; за ним 
посылали товарища, и, как выяснилось, он забыл, что сегодня читает лекцию.) Я 
сказал ему и Аршинову, что лекция очень хороша, но язык, которым она излагалась 
перед аудиторией, ни к черту не годится. Рощин смеялся, а Аршинов как будто был 
недоволен этим моим замечанием. 
  
Вскоре после этой лекции я попал в том же зале на лекции товарища Гордина. Он 
тоже показался мне с запасом знания анархизма, но незнанием того, что носители 
его идей должны делать во время революции, где они должны группировать свои 
силы. В общем же лекция Гордина мне понравилась, я этого не скрывал, а товарищ 
Аршинов назвал ее "мусором возле анархизма". Это мне, правду сказать, не 
нравилось. 
  
Так протекали июньские дни моей жизни в Москве. Как-то Аршинов затянул меня к 
Александру Шапиро, который был в то время – если не ошибаюсь – хозяином 
издательства "Голос труда". В этом издательстве Аршинов издавал ряд книг П. А. 
Кропоткина. Как раз в этот момент в нем закончилась печатанием книга "Хлеб и 
воля". Аршинов разносил ее пачками по магазинам. 
  
Товарищ Шапиро тоже произвел на меня впечатление опытного и делового 
товарища. Однако Шапиро еще до встречи моей с ним был мне известен как крайний 
синдикалист. Я над этим средством анархизма мало задумывался и продолжал по 
традиции считать его "меньшевистским" средством в анархизме. Поэтому я без 
особого интереса прислушивался к тому, что он говорил о некоторых вопросах с 
Аршиновым, и без особого же интереса отвечал ему, товарищу Шапиро, когда он 
расспрашивал меня о том, как трудящиеся на Украине (по Шапиро – на Юге России) 
прониклись идеей революции? Какое сопротивление оказывали оккупационным немецким 
и австрийским контрреволюционным армиям и т. д.? Раза три я был вместе с 
Аршиновым у Шапиро, на складе "Голос труда". Раза два я заставал его одного с 
маленькой, казавшейся умненькой его дочуркой за работой. Оба раза, при виде 
Аршинова и меня, он бросал свою работу, подходил к нам и подолгу говорил. И, 
нужно сказать правду, оставил во мне хорошее впечатление. Но одна мысль о том, 
что он синдикалист, да еще правого пошиба, который с рядом своих 
единомышленников переехал вслед за центральной большевистской и левоэсеровской 
властью из Петрограда в Москву только потому, дескать, что стремится 
представлять там какой-то центр (слова чужие), одна эта мысль дробила и 
разрушала во мне то более или менее цельное впечатление о Шапиро, которое я 
вынес при встречах с ним. 
  
Впоследствии я встречался еще с рядом анархистов из студентов, из которых 
наиболее яркой фигурой мне показался товарищ Саблин. С ним я часто встречался, 
много говорил. Он был особенно чуток и принимал близко к сердцу все те слабые 
стороны нашего движения, которые тормозят его рост и развитие. И глубоко верил, 
что все это скоро заметят все действующие анархические группы и вопрос будет 
выяснен и разрешен в пользу того, чтобы создать определенную организацию и 
жизненно усилить наше движение. 
  
Однако я должен заметить, что все это и со всеми были беседы отрывочного 
характера, и только. Фактически не было таких людей, которые взялись бы за дело 
нашего движения и понесли бы его тяжесть до конца. Или если они и были, то, 
видимо, не хотели задумываться над катастрофическим положением нашего движения. 
Между тем его нельзя было не заметить с первых же дней, как только правящая орда 
большевиков разбила наше движение, объявив свое право сперва на чистку его 
рядов, а затем и на ликвидацию его боевых, не склонявших голов перед этой ордой 
сил. У меня, по крайней мере, сложилось такое впечатление после того, как я 
встретился со многими товарищами и увидел, чем они занимаются в такой острый 
момент и для революции, и для нашего движения. Не знаю, сознавали ли все 
товарищи то, что большинство из них болталось в это время без дела. Я-то видел 
это отчетливо. Часто тот или другой товарищ, осевши в Москве на более или менее 
продолжительное время, шатался там совершенно праздно или же находил такое дело, 
которое посильна была выполнять только организация, а он за него брался лишь с 
целью показать, что он и вне организации работает, что он и вне организации 
проводит дело организации. Все это меня, силою контрреволюции оторванного от 
кипучей массовой революционной работы на Украине и очутившегося временно в 
Москве, убеждало в том, что я прав был, мысля о Москве как о центре "бумажной" 
революции, которая привлекает к себе всех, и социалистов, и анархистов, любящих 
особенно сильно в революции одно только дело: это много говорить, писать, и 
бывающих не прочь посоветовать массам, но на расстоянии, издалека... 
  
Правда, Аршинов мне не раз рассказывал, как товарищи из Московской федерации 
и известные революционные двинцы (двинский полк солдат под командой нашего 
товарища Грачева) сражались на улицах Москвы. Эти его рассказы не один раз 
вызывали во мне чувство гордости за московских анархистов и самого Грачева и 
всех двинцев. Однако и при этих рассказах я не раз задавал себе вопрос: почему 
же многие друзья и товарищи теперь, на мой взгляд, шатаются без дела? 
  
Я не удовлетворялся даже той работой Аршинова в Союзе идейной пропаганды 
анархизма, которая мне была известна. Эта работа, как она товарищам ни 
представлялась важной и необходимой, казалась мне праздной – по крайней мере, в 
то время, когда я был в Москве. Дело это было на руках у Аршинова. Но многие, 
очень многие, считавшие себя работниками нашего движения, слонялись совершенно 
без дела. И это меня беспокоило. И это ставило передо мной вопрос: неужели же и 
я заражусь этим? Нет, отвечал я себе, никогда, ни за что! Разве не хватит сил, 
сделаюсь неспособным ходить, говорить с теми, кто может и хочет действовать в 
революции, растить и развивать в ней силы нашего движения, подымать его 
положение в жизни и борьбе угнетенных, за свое освобождение, за освобождение 
всего своего класса, народа, человечества, – тогда не ручаюсь, быть может, 
придется опуститься до этого... Но пока я в силах ходить, общаться с 
угнетенными, я до этого не опущусь. Ведь цель нашего движения в революции так 
велика! Здесь есть место каждому из нас. Этого места не умеет найти только тот, 
кто растерялся перед торжеством враждебных нашему движению доктринерских партий 
– большевиков и левоэсеров, – тот, кто, благодаря своей духовной 
неопределенности и отсутствию твердой воли и практической организационной 
устойчивости не видит, где в действительности зарождаются здоровые силы для 
нашего движения. И я спешил при этом успокаивать себя надеждой на то, что я 
скоро и благополучно переберусь на Украину, где постараюсь сделать все для того, 
чтобы на деле показать всем друзьям бумажной революции, где надо искать живые и 
здоровые силы для нашего анархического движения. И чем глубже я погружался в 
этот вопрос, тем отчетливее сознавал, что старые методы анархистов, 
признававшиеся до этого дня, бессодержательны. И поэтому я решительно осуждал 
их, не думая ими пользоваться в будущей своей работе на Украине. 
  
Здесь же, в Москве, я особенно остро почувствовал, как далеко ушел я с рядом 
своих друзей и товарищей по гуляйпольской группе анархо-коммунистов в понимании 
положительных задач нашего движения в революции от большинства анархистов, 
которые до сих пор встречались мне на моем пути по России. Это последнее явление 
меня беспокоило, но не обескураживало. Я был глубоко убежден, что разброду в 
наших рядах будет положен конец, что мы их выровняем, вооружим новыми, более 
содержательными методами и средствами борьбы и положение нашего движения 
улучшится. Это мое убеждение крепло в ожидании намеченной рядом товарищей из 
Одессы, Харькова и Екатеринослава конференции. Я был приглашен на нее за неделю 
ранее и ожидал от нее очень многого. 
    
      
      
             
	
      Далее читайте:
    Махно Нестор Иванович 
    (биографические материалы). 
    Махно Н.И. Русская революция на 
    Украине  (от марта 1917 г. по апрель 1918 г.). Кн. 1, Париж. 
    1929 
    Махно Н.И. Украинская революция (Третья книга) 
	  
     |