> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ссылка на XPOHOC

Мемед Джихашвили

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ПРИШЕЛ, РАЗРУШИЛ, ПРОИГРАЛ

Среди фотографий последних событий в Аджарии, о которых я вскользь упомянул в самом начале первой главы очерка, был снимок пирамиды.

Пирамида...

Фотокорреспондент правительственной газеты «Аджара» снимал это сооружение по моей просьбе, и делал это с дрожью в коленках, пряча аппарат. Боже, как мы всё преувеличивали! Сами себе внушали страх. Чем с удовольствием пользовалось окружение Аслана Абашидзе. Уверен, никто специально не следил за тем, чтобы журналисты, туристы или горожане не фотографировали дурацкой пирамиды. Ее можно было спокойно запечатлеть на пленку, прогуливаясь по приморскому бульвару. С другой стороны, человек, подробно, с разных ракурсов фотографирующий этот объект, мог действительно вызвать подозрение не только у сотрудников министерства безопасности, но и у простых полицейских. И здесь не последнюю роль играет, если так можно выразиться, психология маленького закрытого города, да к тому же находящегося в тисках диктатуры. Но речь теперь пойдет о другом - речь пойдет о той странной воле к разрушению, которую мы пассивно наблюдали в аджарском вожде на протяжении десяти лет.

Не так давно на месте нелепой пирамиды в самом центре Батумского приморского бульвара красовался деревянный летний театр – счетверенные колоны с резными украшениями, арки, сводчатые потолки, ажурные двери, высокий фронтон. Здание издали напоминало волшебный восточный корабль.

Батумский летний театр, сожженный по приказу Абашидзе 

В боковых фасадах имелись проемы, которые зашторивались брезентом, и во время аншлагов, мальчишки, не сумевшие попасть в театр, отодвинув драпировку смотрели спектакли или эстрадные номера. Это так, к слову, из воспоминаний о советском прошлом. Театр стал широко известен по экранизации романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Помните сцену: Бендер в очередной раз наказывает бывшего предводителя дворянства за неповиновение, но завершению экзекуции мешает землетрясение? Этому театру в действительности суждено было сгинуть, но не от природного катаклизма, а от пожара. И ничего особенно странного в гибели театра (деревянные здания горят очень часто) мы б не увидели, если б не один интересный факт. Накануне реальной катастрофы из здания был вынесен весь реквизит и стулья. По указанию сверху. Диктатору почему-то помешал летний театр. Но почему? Разбирая причины, побудившие власть спалить здание, - простите меня за категоричность, но именно такой версии я придерживаюсь, тем более, что не я один, а очень многие в нашем городе, - разбирая эти причины, следует сказать, что уничтожение театра по всей видимости входило в большой план, который содержал в себе с одной стороны перелицовку города c целью увековечить имя вождя, а с другой – создание условий, при которых люди не могли бы собираться вместе и представлять даже потенциальную угрозу режиму. Потому что летний театр не один пал жертвой разрушительных идей диктатора – были уничтожены плавательный бассейн, яхт-клуб со всеми постройками и спортивным инвентарем, Дом офицеров, Цирк, несколько кинотеатров, знаменитый ресторан «Салхино», а впоследствии власти закрыли весьма популярный не только в республике, но и за ее пределами «Театр пальцев».

Ресторан Салхино, снесенный по приказу Абашидзе 

К тому времени, когда над Абашидзе нависла угроза свержения, в Батуми не осталось ни одного места для публичных зрелищ, - разве что оперный театр, но сюда как правило ходили наиболее лояльные режиму зрители. Из увеселительных заведений, способных принять значительное количество посетителей, действовало одно единственное кафе-бунгало с дискотекой, принадлежавшее семье Абашидзе.

Кафе-бунгало семьи Абашидзе 

Это кафе легко контролировалось спецслужбами и полицией. Надо сказать, что вторая часть плана диктатора была осуществлена весьма успешно, что не скажешь о первой: дать городу новое лицо Абашидзе не удалось. Вместо разрушенных зданий остались пустыри да груды кирпича и щебня. И только взамен красавца – летнего театра построили другое сооружение – невзрачный многогранник неопределенного цвета.

Говорят, что воздвигнуть пирамиду аджарскому вождю посоветовал все тот же Григорий Лучанский. Замыслили же строительство пирамиды не только потому, что надо было чем-то прикрыть пустырь, образовавшийся после уничтожения летнего театра, но и с той целью, что пирамида якобы благотворно влияет на здоровье человека. Строили сравнительно небольшое сооружение неторопливо, на протяжении трех лет, - думаю вполне умышленно затянули работы, чтобы в какой-то мере отвлечь общественное мнение от насущных проблем. И действительно о назначении пирамиды у нас очень много говорилось, кто-то даже выдвинул версию, что Абашидзе хочет перенести туда прах своего отца – Ибрагима.

Глагол «разрушать» в какой-то момент стал едва ли не самым часто произносимым словом. Встречаются хорошие знакомые. Вместо приветствия один у другого спрашивает: «Ну как, ваш дом еще не сломали?» «Нет», - отвечает приятель. «Ничего, сломают!»

Здесь когда-то был бассейн 

А сколько было загублено прекрасных старинных зданий, сколько домов до-революционной постройки находилось и по сей день находится в крайне запущенном состоянии.

Почти сто лет железнодорожный вокзал располагался в черте города и железнодорожные пути как бы разделяли Батуми на две части – центральную (более престижную) и периферийную. Но не в этом, конечно же, была причина переноса главного вокзала из города в поселок Махинджаури. Дело в том, что железная дорога, проложенная почти через весь город, мешала нормальному движению автомобильного транспорта. Однако сделав конечной железнодорожной станцией на пути следования поездов в Батуми поселок Махинджаури, власти поставили крест на великолепном здании старого вокзала, построенном еще в начале двадцатого века. Это сооружение в стиле модерн запечатлено на многих дореволюционных открытках, а также на почтовых карточках периода первой Грузинской демократической республики. Сохранились фотографии вокзала, отпечатанные в дни его открытия.

Открытие батумского железнодорожного вокзала

Несколько лет назад Аслан Абашидзе рассматривал проект реставрации здания, но дальше обсуждений дело не сдвинулось. Вскоре пустующие помещения облюбовали бомжи и пьяницы, и только спустя месяцы мэрия города догадалась зарешетить все дверные и оконные проемы.

Уже из этого краткого описания разрушений и наплевательского отношения к архитектурным памятникам, из неспособности создать что-то новое, оригинальное или хотя бы привлекательное, можно сделать следующий вывод: Аслан Абашидзе, несмотря на то, что выполнил часть задуманного большого плана, о котором я говорил выше, в целом его провалил. А провал плана привел не только к разрухе и уродству, - эту самую разруху оппозиция представила ему в качестве одного из обвинений, наряду с произволом, убийствами, разгоном мирных демонстраций, торговлей наркотиками… Пока в Тбилиси был пожилой и явно уставший от власти Шеварднадзе, Абашидзе чувствовал себя довольно спокойно. Когда же избрали нового президента, - молодого, энергичного, столь любимого всеми женщинами (а женщины у нас главная движущая сила, мало кто вне Грузии знает, что у нас почти что матриархат) и что особенно важно, столь понятного американцам, - тогда трон Абашидзе зашатался как при землетрясении. Да, у нас не было места для собраний, но на кухнях, в кофейнях, в конце концов в магазинах все ругали режим. Возможно Абашидзе слишком надеялся на министерство безопасности? Но им руководил его шурин – человек болезненный, говорили даже, что «не без пристрастия к наркотикам». Вероятно диктатор надеялся на поддержку со стороны высокогорных сел, на Хулойский район, где когда-то жили его предки? Была у него такая поддержка, - даже в день визита в Батуми генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера (Walter Schwimmer) сотрудникам министерства безопасности и приближенным аджарского вождя дали указание привезти сельских ребят для разгона митинга оппозиции. Но и это не помогло диктатору.

Вальтер Швиммер в Батуми (второй слева) 

Беда в том (разумеется, его личная беда, а не наша), что Аслан Абашидзе не был последовательным человеком. Мне кажется, что его упорство ограничивалось лишь присвоением денежных средств (тоже надо уметь!), декларированием дружбы с Россией ( у него не было другого выхода, ему оставалось уповать только на помощь со стороны друга-Лужкова, некоторых депутатов-ястребов и военной базы) и нежеланием выпустить на свободу экс-мэра Батуми Тенгиза Асанидзе. В остальном он был подобен погоде в марте. Бывшему аджарскому лидеру быстро надоедали те или иные начинания. Когда футбольный клуб «Динамо» участвовал в еврокубках, в Батуми спешно реконструировали стадион. Но как только команда выбыла из престижного турнира, а затем стала опускаться все ниже и ниже в турнирной таблице чемпионата Грузии, о стадионе просто забыли. Абашидзе довольно быстро охладел и к оперному театру, и к балету (весьма комическим зрелищем был наш, наспех созданный балет) и принялся активно финансировать детскую оперу. Он возил ее в Москву, говорят она произвела такое сильное впечатление на мэра Лужкова, что тот даже всплакнул. Диктатор пытался привлечь средства американских бизнесменов для возделывания фундука, причем хотел охватить всю сельскую территорию западной Грузии; он пробивал в центральном парламенте разрешение на порто-франко, устраивал международные женские турниры по теннису, строил самолеты и вертолеты из авиа-пластика, на пару с сыном собирался закупить в Англии двухэтажные автобусы и такси марки «Метрокэб», даже размечтался о создании современного ипподрома. И легко перескакивал от одной идеи к другой, а попутно разрушал старое.

Абашидзе был в политике случайным человеком. Не поддержи его первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа и часть населения Аджарии, которая опасалась упразднения автономии, а также небольшая горстка людей, совершенно напрасно испугавшаяся насильственной христианизации, он мог остаться мало кому известным министром бытового обслуживания. Память об его похождениях времен молодости, об его хулиганских выходках на улицах Батуми давно бы стерлась, развеялась, - а сегодня в каждой кофейне города можно услышать рассказ о том, как Аслан сын Ибрагима будучи студентом стрелял в своих сверстников Кахидзе и Дзнеладзе и нанес им ранения, был осужден на два года лишения свободы, но позже приговор заменили на тот же срок условного наказания. Существует иное мнение: мол, вину на себя взял другой человек.

Другие главы:

Предисловие

Город слухов

Последнее изобличение "Табачного короля»

Пришел, разрушил, проиграл

Диана здесь больше не живет

Конформисты

Учитель русского

Возвращение Нодара Имнадзе


Здесь читайте:

Джихашвили Мемед - Биография моей семьи (Нестор Лакоба в домашнем интерьере)

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС