Заур Маргиев |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Заур МаргиевАбхазияИсторико-географический и этнографический очеркРанее читайте:Многочисленные развалины церквей... Мусульманство начало распространяться в крае только во второй половине XVI столетия, со времени утверждения турецкой власти на восточном берегу Черного моря, когда турки построили крепость в Сухуми и поставили в ней свой гарнизон. (Фото № 382)
Фото № 382. Сухум-кале. 70-е гг. XIX в. Прим.: Северная граница древней Абхазии проходила намного дальше к северу, доходя до реки Шахе. Впоследствии она спустилась до реки Хоста. Территория, находящаяся между нынешним Адлером и Сочи. (Фото № 383, 384)
Фото. № 383. Восточный берег Черного моря.
Фото № 384. Сочи. Побережье. Начальник черноморской береговой линии генерал Н. Н. Раевский в своем «Описании восточного берега Черного моря» (изд. Е. Д. Фелицына) говорил: «Прежде все пространство от реки Хамыш (прим.: современная Хоста), что в 6 морских милях от Сочи до границы Мингрелии принадлежало князьям Шервашидзе». По преданиям грузинских летописцев, Ширван-шах, родоначальник фамилии Шервашидзе (по-абхазски Шиapacиa), был одним из абхазо-имеретинских царей, по некоторым данным, Давидом Возобновителем (1089 – 1125), отцом (прим. З. М. Правильно: прадедом) царицы Тамары (1184 – 1212).» (Фото № 385, 386)
Фото № 385. Царь Давид.
Фото № 386. Царица Тамара. Подобная информация имеется в книге «Абхазия. Историко-географический очерки». 1898 г. стр. 109, 110 говорится, что «о роде Шервашидзе мы имеем следующие данные: в 1120, 21 и 23 гг. Давид Возобновитель покоряет владетелей Ширвана, известных под именем Шерван-Шахов, а у грузинских летописцев Ширвана или Шерваше. Тот же Давид в следующем 1124 г. отнимает город Ани у эмира Бени-Шедада и всю его фамилию переселяет в Абхазию. Там же вероятно, поселены были Давидом некоторые принцы из рода Ширван-Шахов или Шервашидзе. (Существует мнение, что собственно так называемая Абхазия (от Гагры до Никопсии) была отдана в удел Шервашидзе царем Грузинским Давидом Возобновителем, мнение, основывающееся на буквальном смысле его известного завещания, в коем Никопсия названа крайним пунктом его западных владений.[2]) Первый из Шервашидзе, появляющийся в грузинских летописях, жил при царице Тамаре и назывался Дотаго. Шервашидзе и Дадианы сделались независимыми владетелями в одно время, именно в конце ХV столетия». «Другие авторы, (среди которых Филиписон, Русск. Арх., 1884 г.) выводят род Шервашидзе из Джигетии, от рода Гечь (Чечь), утверждая, что абхазские фамилии Инал-ипа, Дзяпш-ипа, Анчабадзе, Маршания старше фамилии Шервашидзе».
Фото № 387. Руины крепости в Никопсии, возле Сухуми. Те же сведения имеются в сборнике «Известия Кавказского отдела Императорского русского географического общества» Т. XX, № 2, 1909 – 1910 гг. А. Н. Дъячков-Тарасов «Абхазия и Сухум в XIX столетии».
Фото № 389. Руины древнего храма Симона Кананита в Анакопии. «Абхазские предания род князей Анчабадзе (Анчба по-абхазски) считают древнее рода владетельных князей Шервашидзе (Шиарасия по-абхазски), а последний считают пришлым, потомками Ширван-шаха. Филиппсон (Русский Архив, 1884, стр. 302) слышал, что Шервашидзе считаются выходцами из Джигетии, из рода Гечь. (Прим. Г. И. Филлипсон, по видимому, был введен в заблуждение тем обстоятельством, что Михаил Георгиевич Шервашидзе, последний князь, действительно воспитывался у убыхского (севернее земель Гечь) князя Хаджи Берзека Дагумоко. («Руководство к изучению Кавказа», II, 200). Один абхазец говорил мне, что Шираз – родина Шервашидзе. Отсюда-де и прозвище их по-абхазски «Шиарасия». По мнению грузинских летописцев, Ширван-шах, родоначальник Шервашидзе, был одним из абхазо-имеретинских царей, чуть ли не Давидом Возобновителем (XII в.), отцом (прим. З. М. Так в тексте. Правильно прадедом.) Тамары. Словом, происхождение рода абхазских владетелей скрывается где-то вне Абхазии. В 1124 г. правителем Абхазии – «эриставом» был назначен грузинским царем Дагато Шервашидзе. Наряду с Шервашидзе в Абхазии существовали княжеские фамилии, кроме упомянутой Анчабадзе («грузифицированной», собственно Анчба), Маршани (цебельдинские князья, почти самостоятельные), Инал-ипа, Дзяпш-ипа, Эмхуа (Эмухвари). К знатнейшим дворянам II класса (амыста) принадлежали Лакербай, Маргани, Чичбая, Акыртава, Званбая, Микамбай». Эти источники дополняют друг друга, позволяют увидеть прошлое более глубоко, детально и объективно. «В 1424 г. грузинский царь Александр, разделил свои земли, и Джигетия досталась царю имеретии. Хотя джигеты номинально признали власть имеретинских царей, и вместе с абхазцами нападали на Мингрелию, однако, до позднейших времен джигеты считались вассалами абхазского владетеля, являвшегося наследником прав на Джигетию имеретинских царей. Полагают, что они происходят от наместников (эриставов) грузинских царей и утвердили свою независимость во время распада Грузии. Примечания [2] Абхазия. Историко-географический очерки. 1898 г. «Анакопия (Никопсия) по летописям грузинским, основана греками до Рождества Христова. Памятником времен Римской империи или владычества римлян над этим краем остались в ней доселе развалины нагорной крепости, основанной, но преданию, еще при императоре Траяне во II веке по Р. X. В IV вв. она упоминается у церковных писателей этого века под названием Аспары или Апсары, (фото № 387) по реке того же имени (это имя звучит и доселе в местном названии протекающей здесь рыбной реки Псыртсхи), (фото № 388) находившейся, по их свидетельству, неподалеку от г. Севастополиса (где ныне Сухум, в 20 верстах от Апсары (Никопии). Константин Порфирогенит упоминает о городе Никопсии и о реке того же имени. Памятником греческого (византийского) влияния остался в Анакопии храм во имя св. Апостола Симона Кананита, (фото № 389) реставрированный в эпоху Комненов (в XII ст.). Памятником же генуэзского влияния (XIII века) остается приморская башня генуэзской постройки с фланкирующими ее стенами. С половины VI и в последующие века Анакопия была резиденцией Греческих правителей Абхазии, завоеванной императором Юстинианом в 1550 годах, с титулом архонтов, которые с 786 года сделались независимыми, приняв титул Абхазских царей, эпоха коих продолжалась до 985 года. …около 1130 года, с той поры как Тифлис, отвоеванный у арабов, сделался столицей соединенного Грузинского царства, Никопсия стала крайним пунктом владения Грузинского царства на западе. (Константин Порфирогенит пишет, что река Никопсия (нынешняя Псыртсха) отделяла собственно так называемую Абхазию от той части ее, которую древние (напр. Прокопий) называли Зихией.) В последнее время (1876 года), на развалинах древней Анакопии (Никопсии) возник Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь…» (Фото № 390 – 397) Далее читайте:В минувшую восточную Севастопольскую войну... (Пицунда). Приложение. Свидетельствуют архивные документы. Заур Маргиев. Абхазия. Историко-географический очерк. Глава из книги «Батум во времена Османской империи». Саму книгу можно приобрести через Интернет: для жителей Грузии у автора zaur064@gmail.com или с сайт автора http://zaurmargiev.sitecity.ru Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором. Далее читайте:Заур Маргиев (авторская страница). Абхазия (краткая историческая справка). Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии. Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда. Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации). Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации). Хроника грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть. Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |