Заур Маргиев
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > >

ссылка на XPOHOC

Заур Маргиев

2009 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Заур Маргиев

Абхазия

Историко-географический и этнографический очерк

Ранее читайте:

Абхазцы и черкесы... 

Многочисленные развалины церквей...

Мусульманство начало распространяться в крае... (Восточный берег Черного моря)

В эпоху генуэзцев...

В минувшую восточную Севастопольскую войну... (Пицунда).

Историческая справка

Самурзакань. Самый крупный административный участок, входящий в состав Абхазии. Расположен между рекой Гализга и Ингури.

Карта № 31 Карта Абхазии и Самурзакани 1884 г.

По официальным сведениям, взятым с «Кавказского календаря» 1892 г., население Самурзакани составляло 30.529 человек. Во времена Российской империи Абхазия, в административном отношении образовывала Сухумский  округ, состоявший из 4 административных участков: Гудаутскаго, Гумистинскаго, Кодорскаго и Самурзаканскаго.

Население Самурзакани состояло и состоит из племен абхазского происхождения со значительной примесью мингрельскаго элемента. Центром его управления служило местечко Окум. Население Абхазии в те годы было сосредоточено исключительно по береговой полосе. Хотя в более ранние времена, поселения существовали повсюду в горах. Наиболее значительными из них были поселения Псхувцев, в долине реки Бзыби, Цебельдинцев и Дольцев в долине реки Кодора.

После окончательного покорения Кавказа Российской империей, около 1864 года, население этих долин целиком эмигрировало в Турцию, и места их бывших аулов опустели. (Фото № 410)

Фото № 410. Абхазцы, переселившиеся в Турцию.

Исключение составила Цебельда – которая была быстро заселена различными пришлыми народами, преимущественно греками и армянами.

Коренное население Абхазии, по исследованиям барона Услара, Загурскаго, Люлье и др., принадлежит к совершенно самостоятельному племени, стоящему особняком среди других племен Кавказа.

В 90 гг. XIX века коренное абхазское население занимало лишь Гудаутский (до 15,000 чел.), Кодорский (до 16,000 чел.) и 2–3 незначительные деревни Гумистинского района. Таким образом, общее число абхазского населения едва достигало 32 тысяч человек. Это все, что осталось от прежнего населения Абхазии, насчитывавшего в 30-х годах XIX в. – 50 тысяч, а в 60-х годах – более 70 тысяч человек. (Фото № 411)

Фото № 411. Домашний быт абхазцев.

Что касается самурзаканцев, то об их происхождении в XIX веке существовало два взаимно противоположных мнения.

В те годы одни утверждали, что «…Самурзаканцы представляют пеструю смесь разных народностей: абхазцев, мингрельцев, имеретин, гурийцев, грузин, переселившихся  сюда в различные времена, основывая при этом свое мнение на языке самурзаканцев, представляющем особое наречие мингрельского языка.

Другие же считают их народом абхазского происхождения, в который всего лет 200 назад, благодаря долговременному политическому влиянию на Самурзакань Мингрелии, вошел элемент мингрельский». (Фото № 412)

Фото № 412. Мингрельцы.

Выдержка из газеты «Казбек» № 89 за 1897 г.:

«Заметка природного самурзаканца, из числа образованных, может принести большую пользу, вызвав и другие мнения сведущих людей. Вот что пишет «Самурзаканец».

В виду повторяющихся в печати неверных сведений я, как старый самурзаканец, позволю себе сказать несколько слов правды о самурзаканцах часто подвер­гающихся совершенно безосновательным нападкам.

Самурзаканцы – народ абхазского племени, отделившийся от абхазцев в силу исключительно религиозных причин. До XIV века в Абхазии процветало православие, но с падением греческого владычества и с переходом юго-восточного побережья Черного моря во власть Оттоманской империи, все горцы впали в магоме­танство, за исключением самурзаканцев, твердо следовавших учению Христову. В силу этого, самурзаканцы, отделившись от родного народа абхазского, начали, понемногу сближаться с мингрельцами и усвоили их язык. В народной памяти сохранилось предание, что самурзаканцы сильно препятствовали проникновению магометанского учения в Абхазию и увещевали абхазцев не изменять веры отцов и дедов.

Бесспорно, самурзаканцы абхазского происхождения, и среди них мингрельский элемент явился сравнительно очень недавно».

«По народному преданию Сефер-бей был членом абхазского дома Шервашидзе и отвоевал эту страну у дадианов.

Такие отношения продолжались до конца 1864 г., когда владе­тельный князь Михаил, за тайные сношения с турецким правительством, был изгнан из края, а в Абхазии, введено русское правление».

Во второй половине XIX века интересы Российской империи на Кавказе ускорили процесс переселения горцев в Турцию известный в истории как мухаджирство. Это началось после насильственного переселения горцев Кавказа в Закубанский край.

«Первостепенной задачей в деле покорения кавказских племен было устройство казачьих станиц за Кубанью. В 1841 г. было положено начало лабинской линии с постройкой на реке Лабе казачьих поселений и возведением нескольких укреплений.

Государственные интересы России заставили ее предпринять, одновременно с действиями военными, систематическую колонизацию казаками обширного и плодородного Закубанскаго края. Эта политика получила впоследствии значительное развитие и привела к окончательному покорению западного Кавказа. (Фото № 413)

Фото № 413. Казаки на страже.

Предпринятые Россией военные действия вынудили абадзехов[3] принять 20 ноября 1859 г. присягу на русское подданство. Покорению этого сильного, многочисленного и влиятельного племени придавали тогда большое значение. Предполагалось, что их примеру последуют и все остальные черкесские племена. Но последующие события показали  ошибочность подобных прогнозов. Абадзехи только временно прекратили  набеги, считая себя совершенно независимыми от России не пропуская ни одного русского в свои пределы, но при этом охотно давая у себя приют силам враждебно настроенным к Империи.[4]

Акт изъявления покорности, каким его видела российская сторона, черкесы расценивали как договор, заключенный между двумя государствами: русским и абадзехским.

В сентябре 1860 г. командующим войсками правого фланга русской армии на Кавказе был назначен генерал-адъютант граф Евдокимов. (Фото № 414) В это же время был выработан план по окончательному покорению и заселению казаками черкесских земель.

Фото № 414 Граф Евдокимов.

Мнимая покорность абадзехов, продолжавших упорно настаивать на своей независимости от русской вла­сти, служила убедительным доказательством невозможности довольствоваться простым заявлением покорности черкесских племен.

Отсутствие флота на Черном море не позволяло России следить за взаимоотношениями горцев с Турцией, которая тайно поддерживала их, способствуя посылке в Черкесию своих и иностранных политических агентов.[5] В 1857 г. среди горцев западного Кавказа появился особый легион, состоявший главным образом из польских эмигрантов под начальством Теофила Лапинскаго (Тефик-бея). Сами по себе действия этого легиона и его эмиссаров не представляли угрозы интересам России. Но использование ими черкесов могло ослабить положение России в случае военных действий, как это было в Крымскую войну.[6]

Эти соображения побудили князя Барятинского (фото № 415) покончить раз и навсегда с непокор­ными черкесскими племенами. Это было бы возможно только с колонизацией предгорий западного Кавказа и переселения горцев из ущелий и с берега моря на Закубанскую плоскость, где они окруженные казачьими станицами не имели бы возможности к вооруженным выступлениям. Не желавшие подчиниться этому требованию могли уйти в Турцию, правительство которой было согласно принять их и поселить на свободных землях.

Граф Евдокимов выполнил этот план с необыкновенною энергией и последовательностью. В 1861 г. несколько отрядов двинулось в Закубанский край. Они должны были выбивать неприятеля из его убежищ, прокладывать дороги, прорубать просеки в лесах, строить станичные ограды и вообще подготовлять все необходимое для заселения края. Следом за войсками шли казаки-переселенцы и поселялись станицами на очищенных от неприятеля местах. (Фото № 416)

Фото № 415. Генерал-адъютант Князь Барятинский,
наместник и главнокомандующий на Кавказе.         

Фото №   416. Казак Кавказской линии.

Фото № 417. Черкесы на переходе в горах.

К концу 1863 г. вся закубанская сторона была уже пройдена отрядами и занята обустройством линии станиц.

Горцы боролись с необычайным ожесточением, и только после упорного сопротивления отступали, шаг за шагом к морю перед надвигавшимися войсками. (Фото № 417)

Побежденные, но не покоренные, они уходили в Турцию, и только самое незначительное меньшинство согласилось  поселиться на указанных местах за Кубанью.

В начале 1864 г. отряды русской армии перешли в нескольких местах Главный Кавказский хребет для занятия приморского края. (Фото № 418)

Фото № 418. Казаки при стрельбе.

Ожидалось сильное сопротивление, особенно со стороны убыхов, ставших руководителями сопротивления после разгрома абадзехов. Но силы черкесов, после стольких испытанных ими поражений и неслыханных бедствий, были вконец истощены. Регулярная царская армия почти беспрепятственно шла вперед, прокладывая дороги и тесня горцев к берегу моря. В середине мая колонны генералов князя Святополк-Мирскаго, Шатилова, Геймана и Граббе, встретились на земле общества Ахчипсоу в долине реки Мдзымты.

21 мая 1864 год. Это был день покорения западного Кавказа.

Фото № 419. Великий Князь Михаил Николаевич Романов.
Наместник царя на Кавказе. Главнокомандующий кавказской армией.

На поляне Кбааде, в присут­ствие главнокомандующего кавказской армией великого князя Михаила Николаевича (фото № 419), руководившего с начала 1863 г. военными действиями против черкесов, было торжественно отслужено перед соединенными отрядами благодарствен­ное молебствование (прим. З. М. церковная служба) по случаю покорения западного Кавказа.

Так окончилась вековая Кавказская война, и началось массовое переселение местных племен в Турцию. Обширный Закубанский край, бывший в течение долгого времени театром кровавой и упорной борьбы, перешел во владения Российской империи. С 1861 по 1864 г. сюда было переселено 111 казачьих станиц с 14.233 семействами. В то же время происходило выселение черкесов в Турцию. По заниженным официальным данным, число выселившихся с 1858 по 1865 г. через черноморские порты доходило до 470.753 человек. 22.491 человек эмигрировало из Большой и Малой Чечни. Всего с Кавказа переселилось за несколько лет 493.244 человека. Известно, что они расселялись по разным провинциям Турции в Европе и Азии. Часть их погибла от лишений, часть смешалась с местными жителями.[7]

Полумиллионное племя, одаренное от природы блестящими способностями, храброе и мужественное, покоится, как выразился известный кавказовед и лингвист барон Услар на «кладбище народов»».

Оставляя свою историческую родину, они все же не уходили с Кавказа. Для многих из них древняя земля Лазики стала второй Родиной.

Фото № 420. Хопа. Город на турецком побережье Черного моря.

Фото № 421.Шахин Аслан – каймакам турецкого г. Хопа.

Фото № 422. В семье у каймакама г. Хопы.

Примечания

[3] Одно из черкесских племен.

[4] Сегодня история повторяется с точностью до наоборот.

[5] Ничуть не уступала турецкой разведке британская агентурная сеть, активно действующая на Кавказе. См.   приложение № 23

[6] Нечто подобное повторилось в 1911 г., когда на территории Турции был сформирован грузинский батальон «Лежион Табур». Подробнее см. в приложении № 24 «Свидетельствуют архивные документы».

[7] Прим. З. Маргиева. Этот исторический факт нашел яркое подтверждение в сегодняшней жизни. В небольшом турецком городке под называнием Хопа, (фото № 420) расположенном невдалеке от турецко-грузинской границы живет человек, судьба которого напрямую связана с историческим прошлым Кавказа. Он потомок тех переселенцев, которые вынужденно покинули свою историческую Родину – Осетию. С 1866 г. его предки живут и работают в Турции.

Шахин Аслан (осетинская фамилия – Накусаты), этнический осетин, каймакам г. Хопа. Здесь он обрел свою вторую Родину. Здесь, в Турции, переселенцы с Кавказа не утратили своей самобытности, своего языка, своей культуры, создав компактные осетинские поселения. (Фото № 421, 422)

Далее читайте:

Приложение. Свидетельствуют архивные документы.

Заур Маргиев. Абхазия. Историко-географический очерк. Глава из книги «Батум во времена Османской империи».

Саму книгу можно приобрести через Интернет: для жителей Грузии у автора zaur064@gmail.com или с сайт автора http://zaurmargiev.sitecity.ru

Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Далее читайте:

Заур Маргиев (авторская страница).

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, общежительный, в Абхазии.

Питиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда.

Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации).

Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации).

Хроника грузино-абхазской войны 1992-1993 гг.

Бройдо А.И. Дорога, ведущая к храму, обстреливается ежедневно. Документальная повесть.

Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008.

Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС