Рустем Вахитов |
||
2008 г. |
МОЛОКО |
|
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Рустем ВахитовСоветская цивилизация — проект выживания1. Должна ли была советская цивилизация обеспечивать высокий комфорт? «В советские времена нам приходилось стоять в очередях за колбасой, «доставать» через знакомых приличные сапоги, а уж о видеомагнитофонах и автомобилях большинство и не мечтало!» — такого рода заявления часто приходится слышать не только от убежденных антисоветчиков и либералов, но и от некоторых патриотов, которые не склонны изображать жизнь Советского Союза одними черными красками. Здесь проявляется очень любопытное убеждение, которое было широко распространено в позднем СССР и стало практически общепринятым в перестройку, заложив основу первых массовых антисоветских настроений. Сводится оно к следующему: советская цивилизация должна была обеспечить высокий уровень потребления и комфорта, лучший или, по крайней мере, не худший, чем на Западе. В определенный момент советские люди перестали довольствоваться скромными, но общедоступными благами, дарованными им советским строем: гарантированной работой и зарплатой, которой хватало на удовлетворение минимальных потребностей, дешевыми продуктами первой необходимости, бесплатными образованием и медициной, практически бесплатными квартирами, газом, горячей водой, электроэнергией. Им захотелось качественной колбасы, мяса каждый день, удобной скоростной машины, видеомагнитофонов и плееров, короче говоря, всего «благолепия», которое предлагает современная «цивилизация потребления». Свою роковую роль сыграла в этом и официальная идеология советского общества, сильно упрощенный и вульгаризированный марксизм. Он рассматривал советское общество как социализм и даже как «развитый социализм» — преддверие промышленного коммунизма, наступление которого после того, как капитализм исчерпает свои возможности, предсказывали Маркс и Энгельс. Причем для коммунизма, согласно этой идеологии, должно быть характерно полное материальное изобилие, которое позволило бы удовлетворить потребности каждого человека. С этой точки зрения и социализм должен отличаться высоким уровнем материального благополучия, во всяком случае не уступающим капиталистическому. Отсюда понятно недоумение советских людей: если у нас уже построен социализм и фактически начато строительство коммунизма, почему рабочий американского капиталистического предприятия имеет два автомобиля и коттедж, а советский рабочий, трудящийся на социалистическом предприятии, живет в однокомнатной квартире и ездит на трамвае. Разумеется, в сравнениях такого рода была доля софистики: более или менее высокий уровень комфорта достигнут не во всем капиталистическом мире, а только в странах «золотого миллиарда», да и там помимо процветающих рабочих крупных корпораций есть низкоквалифицированные и малооплачиваемые работники, безработные, бездомные. Но даже если взять рабочего с «Дженерал моторс», получающего солидную зарплату, позволяющую купить в кредит машину и дом, то если его спросить: стоит ли такой комфорт постоянного гнетущего страха потерять работу, быть выгнанным из дома, кредит за который не можешь оплачивать, лишиться машины, которая пока принадлежит не тебе, а банку, то еще неизвестно: не предпочел ли бы он гарантированный скромный достаток советского рабочего. Однако в целом в таких рассуждениях есть и доля истины. Действительно, и костюмы в СССР в массе своей шились хуже, чем на Западе, и за колбасой в очередях приходилось стоять, и видеомагнитофон был невиданной роскошью. Вот только обвинять в этом советскую цивилизацию — все равно что проклинать холодильник за то, что в нем нельзя разогреть бутерброды, как в «микроволновке». Советская цивилизация в отличие от западного общества потребления, как в форме капитализма, так и в форме реформистского социализма, и не была создана для того, чтобы обеспечивать максимальный уровень потребления. Советская цивилизация имела иное предназначение: она гарантировала обеспечение жизненно важных потребностей, или гарантировала выживание — не больше, но и не меньше. Другие главы: 1. Должна ли была советская цивилизация обеспечивать высокий комфорт? 2. Реальная советская цивилизация и ее идеологическая саморефлексия. 3. Советская цивилизация как общество реального коммунизма. 4. Право на пищу в советской цивилизации. 5. Кризис «излишков» в реальном советском коммунизме.
|
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |