Флоровский Георгий Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Флоровский Георгий Васильевич

1893-1979

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Георгий Васильевич Флоровский

Флоровский Георгий Васильевич (28.08(9.09). 1893 Елизаветград — 11.08.1979, Принстон, США) - богослов философ, историк; с 1932 г. - православный священник. Окончил историко-филологическое отделение Новороссийского (Одесского) университета со специализацией по философии приват-доцент университета по кафедре философии и психологии (1919). Эмигрировал в 1920 году, преподавал в русских учебных заведениях в Софии и Праге; после защиты магистерской диссертации «Историческая философия Герцена» (1923) - привет-доцент Русского юридического факультета в Праге по кафедре истории и философии права. С 1926 году - профессор патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже; военные 1939-1945 годы провел в Югославии, затем в Праге; с 1946 года снова в парижском институте в качестве профессора нравственного и догматического богословия. С 1948 года - профессор догматического богословия, в 1951-1955 годы - декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке; одновременно преподавал в различных университетах и богословских школах.

С 1956 года - профессор истории восточной церкви богословской школы Гарвардского университета; после отставки со званием заслуженного профессора (1964) до конца жизни преподавал в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения. Был почетным доктором американских и европейских университетов, членом нескольких национальных и международных академий. Флоровский приобрел всемирную известность благодаря активному участию в международном экуменическом движении: в 1930-е годы в деятельности Православно-Англиканского содружества свв. Албания и Сергия; с 1937 года в качестве одного из двух православных членов подготовительного комитета по организации Всемирного Совета Церквей (ВСЦ): избирался членом ЦК ВСЦ с момента создания в 1948 по 1961 год, а также вице-президентом Национального совета церквей США (1954-1957).

Богословский вклад Флоровского связан с провозглашенным им проектом неопатристического синтеза, т. е. нового, современного прочтения творений отцов и учителей древней неразделенной церкви. Это основное движение мысли Флоровского, совершаемое под девизом «Вперед - к Отцам!», генетически и логически связано с другими аспектами его концепции: философией истории и конкретными исследованиями русской мысли.

Вслед за Ш. Ренувье Флоровский выступил с критикой концепций идеалистического и натуралистического детерминизма в истории (прежде всего в нем. идеализме и славянофильском романтизме), против манипуляций со всякого рода «типами» и генерализациями. Исследователь встречается в истории не с «процессами развития», но с бесчисленными «другими я», подобными «я» историка. История имеет смысл как накопление фактов и цепь событий, источником или причиной которых является единичная свобода личности как подлинного исторического агента. Трансцендентное лишь вдохновляет человека в движении к его собственной цели. Таким образом, история есть «система индивидуумов во взаимных отношениях», а ее исследование означает постоянный диалог с личностями прошлого.

В противовес идее «развития» Флоровский говорит об «эпигенезисе» (развертывании), используя заимствованное из биологии представление о характере зародышевого развития организма путем последовательных новообразований. Ключевой категорией его концепции становится христианское понятие о «подвиге» как сознательном творческом усилии человека, основанном на свободно принятом решении. Это понятие определяет интерпретапию Флоровским истории как таковой, а также истории Церкви, которая есть сверхприродный организм, состоящий из свободных личностей. Соответственно в истолковании церковного предания на первый план выходит не «исторический», но харизматический принцип.

Обращение к святоотеческому богословскому творчеству является, по Флоровскому, не движением вспять, но проникновением в сферу духовного опыта людей, лично причастных к единой (кафолической) жизни церкви. Предание есть «тождество опыта» и поэтому предполагает не археологический подход, но скорее свободу от прошлого. Вместе с тем, в силу конкретности и необратимости истории, данные церковного предания, т. е. выработанные в ходе творческих поисков и споров богословский язык и догматические формулировки, не могут быть произвольно трансформированы или отброшены без ущерба для истины церкви. Догматы суть не просто вербальные конструкции, но прежде всего догматические события, факты церковной истории. Флоровский настаивает на том, что «христианский эллинизм» эпохи вселенских соборов и греческой патристики (IV—VIII вв.) является непреходящей парадигмой православного богословствования. Это древнее христианское наследие нуждается в новом осмыслении, которое, однако, возможно лишь из глубины непрерванного единого церковного опыта. Флоровский продемонстрировал этот подход в своих лекциях по патрологии («Восточные Отцы IV века»; «Византийские Отцы V—VIII веков»), изданных в Париже в 1931-1933 годы, а также в различных работах на догматические темы, рассмотренные в петрологическом аспекте.

Указанным исследованиям предшествовало и сопутствовало критическое освоение русской интеллектуальной истории, плодом которого стал фундаментальный труд «Пути русского богословия» (1937), охватывающий период с XIV века по 1917 год. Он является развернутым аргументом в пользу возвращения современной православной мысли к стилю и методам святоотеческого богословия. Прослеживая историю религиозных исканий, интеллектуальных и духовных движений в России на протяжении последних столетий в контексте истории православной церкви (в частности, системы духовного просвещения), Флоровский обнаруживает нарастающую тенденцию к отходу от подлинного православного предания, частично сохраняющегося лишь в аскетической и литургической практике.

Начиная с XVII века русская религиозная мысль, оказывается в «западном пленении», попадая в сферу католических и протестантских влияний. Суть происходящего Флоровский обозначает шпенглеровским термином «псевдоморфоза»: православный духовный опыт и жизнь церкви принимают чуждые, взятые из иного контекста, а потому неадекватные языковые и организационные формы. Встреча с Западом была некритической и потому насильственной; религиозная мысль устремилась за вдохновением в пространство европейской философии и богословия, минуя собственные церковные источники, на Западе давно забытые. Исключение составляла линия, намеченная Киреевским и А. С. Хомяковым и получившая развитие в богословском творчестве митрополита Филарета (Дроздова) и некоторых др. Религиозно-философские искания конца XIX — начала XX века оцениваются Флоровским в целом отрицательно, в особенности софиология В. С. Соловьева и его последователей, как несовместимая с подлинно церковным учением. В своей книге Флоровский дает серию ярких интеллектуальных портретов русских мыслителей, причем спорность и субъективность авторских оценок уравновешиваются доскональным знанием источников и глубиной обобщений.

Флоровский провозглашает новую богословскую эпоху, призывая к воцерковлению богословского разума и аскетическому собиранию духа, без чего будет невозможен творческий христианский ответ на вызовы современного мира. Православие - не только предание, но и задача, осознание исторической ответственности. Преодоление богословского «западничества» Флоровский видит не в конфессиональной замкнутости. Напротив, нужна новая, на этот раз свободная встреча с христианским Западом и его проблематикой, на которую православие должно дать ответы из глубины своего опыта. Последнее и является экуменическим призванием православной церкви, свидетельством разделенному христианскому миру о едином древнем церковном предании. В своей богословской концепции формой подлинно церковной соборности Флоровский считал евхаристию, благодаря которой церковь выступает как преображенное человечество. Опираясь на патриотические свидетельства, Флоровский выступил против платонической идеи естественного бессмертия души: смерть, считал он, - действительная катастрофа; победа над ней - следствие крестного подвиг а Богочеловека Христа, свободно предавшего себя на смерть и тем самым ее упразднившего. Принадлежность к церкви, т. е. к сакраментальному телу Христа, означает движение к теозису (обожению), что является не метафизической или онтологической трансформацией, но путем аскезы - свободного осознанного усилия, являющегося непременным условием достижения конечной цели - «причастия Божественной природе» в ее нетварных энергиях. В христианском мире Запада Флоровский долгие годы был признанным «голосом православия», на высоком интеллектуальном уровне представлял восточнохристианскую традицию. В рамках православного мира в целом его «кафолическое» видение и приверженность «христианскому эллинизму» отцов церкви способствовали плодотворному взаимообщению греческой и славянской ветвей православия, изживанию религиозно-этнической замкнутости и постановке собственно богословских проблем на основе патриотического наследия. Это касается, в частности, становления поместной англоязычной православной общины в Америке с миссионерской ориентацией. Наконец, как специалист в области русской интеллектуальной истории, славистики и византинистики, Флоровский в последние десятилетия своей жизни стал «отцом» целого поколения американских ученых, специализирующихся в этих областях гуманитарного знания. Многообразный вклад в гуманитарную науку и современное богословие делает Флоровского одним из ярких деятелей русской культуры XX века.

А. И. Кырлежев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 736-738.

Сочинения: Восточные Отцы IV века. Париж, 1931; М, 1992; Византийские Отцы V—VII! веков. Париж, 1933 (М., 1992; М., 2003); Пути русского богословия. Париж, 1937 (Париж, 1981, 1983; репринт, изд. Вильнюс, 1991; Киев, 1991; М., 2003); О типах исторического истолкования // Сб. в чест на Васил Н. Златарски. София, 1925; Метафизические предпосылки утопизма // Путь. 1926. № 4; Окамененное бесчувствие (по поводу полемики против евразийцев) // Там же. № 2 (Начала. М., 1992. № 4); Дом Отчий // Путь. 1927. № 7; Евразийский соблазн // Современные записки. 1928. № 34; Тварь и тварность // Православная мысль. 1928. № 1; Евхаристия и соборность И Путь. 1929. № 19 (Вестник PCX Д. Париж, 1979.№ 130); Evolution und Epigenesis (Zur Problematik der Geschichte) // Dei russische Gedanke. 1930. Vol. 1. № 3; Спор о немецком идеализме //  Путь. 1930 (25); О смерти крестной // Православная мысль. 1930. № 2; Offenbarung, Philosophic und Theologie // Zwischen den Zeiten. 1931. Vol. 9. № 6; Проблематика христианского воссоединения Путь. 1933. № 37; Три учителя. Искания религии в русской литературе девятнадцатого века // Вестник РСХД. 1974, № 108- 110; Русская философия как задача // Путь. М., 1994 № 6; Философия в России // Там же; Об изучении Достоевского Там же; Из прошлого русской мысли. М., 1998; Догмат история. М., 1998.

Литература: К 80-летаю прот. Георгия Флоровского: Жизненны путь // Вестник РСХД. 1974. № 108-110; Свиридов И. Некоторые аспекты богословия о. Георгия Флоровского // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 4; Xоружий С. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский // Начала. 1991. 3; Бычков ( Непрочитанный мыслитель // Путь. М., 1994. № 6; Георги Флоровский: Священнослужитель, богослов, философ. М 1995; Williams R Eastern Orthodox Theology (G. V. Florovsky) The Modern Theologians, ed. D. Ford. Vol. 2, Oxford; N. Y„ 198' Shaw L. F. The Philosophical Evolution of Georges Florovsk; Philosophical Psychology and the Philosophy of History //  Vladimirs's Theological Quartely, 1993. Vol. 36, № 3; Georges Florovsky: Russian Intellectual and Orthodox Churchman, ei Andrew Blane, 1993.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 257.


Вернуться на главную страницу Флоровского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС