Родственные проекты:

|
Александр Аркадьевич Галич

Галич Александр Аркадьевич (1918/1977) — советский поэт, драматург,
сценарист. Литературная деятельность Галича изначально была связана с
написанием драматических произведений, среди которых «Вас вызывает Таймыр»,
«Матросская тишина», «Под счастливой звездой», «За час до рассвета» и др.
Галич также выступает как сценарист (к/ф «Верные друзья», «Дайте жалобную
книгу», «Бегущая по волнам» и др.). Но еще одной важной стороной творчества
Галича была авторская песня (одним из основоположников которой он и являлся)
— «Облака», «Леночка» и др.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 58.

Галич Александр Аркадьевич (1918 - 1977),
драматург, поэт, бард. Родился 10 октября в
Екатеринославе. Окончил театральное училище и
Литературный институт им М.Горького. Перед
войной был актером Московской театральной
студии, возглавляемой А.Арбузовым и В.Плучеком,
принял участие в создании и постановке ставшего
популярным спектакля "Город на заре" (1941). Во
время Отечественной войны работал во фронтовом
театре.
В послевоенные годы написал ряд пьес:
"Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает
Таймыр" (1948, совместно с К.Исаевым), "Походный
марш" ("За час до рассвета", 1957), "Пароход
зовут „Орленок"" (1958) и др. Галичу
принадлежат сценарии кинофильмов "Верные
друзья" (совместно с К.Исаевым), "На семи
ветрах" и др.
С середины 1960-х круто меняет свою жизнь,
обращается к поэзии, начинает исполнять свои
стихи под гитару, присоединившись к немногим в то
время исполнителям авторской песни, не
признаваемой официальными властями. Магнитофон
и Самиздат доносили до слушателя и читателя
творчество поэта.
С 1968 его песни начали издаваться за
границей, и Галичу были запрещены выступления. В
1971 его исключают из Союза писателей. В июне 1974
получает разрешение покинуть страну, едет
сначала в Норвегию, затем переезжает в Мюнхен и,
наконец, поселяется в Париже.
Первый сборник стихотворений
"Песни" выходит во Франкфурте-на-Майне,
затем - новая подборка - "Поколение
обреченных" (1972). В 1974 публикует сборник
"Генеральная репетиция", в 1977 - "Когда я
вернусь".
Галич А. трагически погиб в Париже 15
декабря 1977.
Использованы материалы кн.: Русские
писатели и поэты. Краткий биографический
словарь. Москва, 2000.

Галич Александр
Аркадьевич (р. 19.10 1918, Екатеринослав) - русский
советский драматург. Автор пьес "Улица
мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (в
соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути, которые мы
выбираем"(1954; другое название "Под
счастливой звездой"), Походный марш ("За час
до рассвета, 1957), "Пароход зовут "Орлёнок"
(1958), "Матросская тишина" и др. Написал также
сценарии кинофильмов "Верные друзья"
(Совместно с К. Исаевым, режиссёр М. Калатозов),
"На семи ветрах" (режиссёр С Ростоцкий),
"Государственный преступник", "Дайте
жалобную книгу", совместный
советско-французский "Третья молодость" о
Мариусе Петипа, "Беженцы ХХ века" (Норвегия)
и др. ГАЛИЧ -- автор стихов, прозы и песен. "А
всё-таки я поэт…" - сказал как-то незадолго до
своего отъезда Александр Аркадьевич в разговоре с близкими.
Казалось, никто с этим не собирался спорить, но
сам он долго шёл не к осмыслению, а скорее, к
констатации этого факта: если в молодости,
выбирая между Литературным институтом (в который
легко поступил) и оперно-драматической Студией
Станиславского, Галич остановился
именно на Студии, то позднее вернулся к тому, с
чего начал - к поэзии.
Многие стихи Галича возникали как песни,
а многие песни рождались из стихотворений.
Знание мелодии несомненно позволяет читателю
воспринимать их более глубоко и полно. Это
существенно ещё и потому, что, исполняя свои
песни, Галич вносил в мелодию характерные
интонационные изменения. "Посмотрите, очень
многие из этих сочинений заключают в себе точный
сюжет, практически перед нами короткие
новеллы-повести, новеллы-притчи и сатиры. И
каждая песня несёт совершенно определённый
характер главного действующего лица или, так
сказать, лирического героя".
В то время зарождалось такое явление,
как авторская песня. Вместе с песнями Галича
звучали голоса Окуджавы и
Визбора. Отличие Галича от них в
"злободневности, сегодняшности,
неприкрашенности" (В. Ардов), в чёткой
политической направленности его песен. Но с
окончанием хрущёвской оттепели
назрела необходимость выбора: оставаться ли
вопреки своим убеждениям в "обойме"
признанных и популярных или вступать в борьбу,
отстаивая свою позицию. Галич выбирает
последнее. Впоследствии он говорил в одной из
бесед: "Мне всё-таки уже было под пятьдесят. Я
уже всё видел. Я уже был благополучным
сценаристом, благополучным драматургом,
благополучным советским холуем. И я понял, что я
так больше не могу. Что я должен наконец-то
заговорить в полный голос, заговорить правду".
Вместе Андреем Сахаровым,
Галич вступает в Комитете защиты прав человека.
Новые песни в многочисленных магнитофонных
копиях расходятся по всей стране. В силу особой
популярности "бардовской песни", они
становятся едва ли не опасней прозы
Солженицына,
Войновича,
Шаламова…
Давление нарастало. Галича пытаются
лишить и той мизерной пенсии по инвалидности, на
которую он вынужден был существовать в те годы.
29 декабря 1971 года
Московская писательская организация исключает
Галича из своих рядов. "Среди выдвинутых
против Галича обвинений, -- сообщает "Посев",
-- было опубликование его песен за границей…
сотрудничество в Комитете прав человека
академика Сахарова, стремление широко
распространять в Советском Союзе свою точку
зрения…"
С ним расторгаются уже заключенные
ранее договоры, с вежливым отказом возвращаются
уже казалось бы одобренные заявки… Вскоре Галич
перестаёт быть членом Союза кинематографистов и
Литфонда.
В силу сложившихся обстоятельств и под
давлением "компетентных органов" поэт
вынужден в 1974 году навсегда
покинуть Родину. Это сейчас мы знаем, что он уехал
навсегда, сам-то Галич был совершенно уверен, что
ещё вернётся и обязательно вернётся обратно.
"Добровольность этого отъезда, она
номинальная, -- эти слова Галича опубликованы 31
октября 1988 года в газете
"Правда. - Но всё равно. Это земля, на которой я
родился. Это мир, который я люблю больше всего на
свете… Это всё равно то небо, тот клочок неба,
который мой клочок. И поэтому единственная моя
мечта, надежда, вера, счастье, удовлетворение в
том, что я всё время буду возвращаться на эту
землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё
наверняка…"
Смерть
Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15
декабря 1977 года от удара
электрическим током в тот момент, когда
подсоединял антенну к только что купленной
стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к
этому времени уже три инфаркта. Похороны
состоялись на русском кладбище
Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа (Франция).
Рядом могилы Ивана Бунина,
Дмитрия Мережковского,
Зинаиды Гиппиус,
Надежды
Тэффи… уже позже появилась могила
Андрея Тарковского
В 1988 году по ходатайству дочери поэта
оба творческих союза отменили решения об
исключении А.А. Галича из своих рядов.
"Его песни пела вся страна, от
безусого мальчишки до старого пьяницы-шахтёра,
от городского подъезда до тюремной камеры… Эти
песни записывали, переписывали, пели… И пели
все… А все - это значит много, много миллионов…
Можно назвать это славой, но это больше, чем слава
- это любовь".
Материал подготовил
Олег Любимов

Галич Александр (настоящее имя Александр Аркадьевич Гинзбург)
[19.10.1918 (на памятнике — 1919), Екатеринослав — 15.12.1977, Париж; похоронен
на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа] —
драматург, кинодраматург, прозаик, поэт.
Родился в семье служащих. Литературной
деятельность начал очень рано: как участник поэтической «бригады» газеты
«Пионерская правда» был учеником поэта-романтика Э.Багрицкого.
В 1935 Галич был принят в Оперно-драматическую студию К.С.Станиславского,
одновременно учился в Литературном институте, который вскоре оставил, связав
свою судьбу с театром. В 1940 в Московском театре-студии (В.Плучек, А.Арбузов и
др.) он участвовал в качестве соавтора (их было более 20), создателя и актера в
спектакле «Город на заре», ставшем значительным явлением театрально-литературной
жизни предвоенной Москвы. Во время Великой Отечественной войны, освобожденный по
состоянию здоровья от фронта, Галич был одним из организаторов, участников и
руководителей Комсомольского фронтового театра, писал песни, частушки, пьесы,
играл на гитаре, выступал перед бойцами.
С 1945 Галич пишет для театра, став популярным драматургом, чьи пьесы «Вас
вызывает Таймыр» (совместно с К.Исаковым), «Пароход зовут "Орленок"», «За час до
рассвета» и др. с большим успехом идут на сценах многих театров. Такой же
известностью пользовались его киносценарии к фильмам «На семи ветрах», «Дайте
жалобную книгу», «Верные друзья», «Третья молодость» (совместно с французскими
кинематографистами), «Бегущая по волнам» (совместно с болгарскими мастерами).
Автор стал членом СП, Союза кинематографистов, Литературного фонда.
В 1958 была запрещена к постановке пьеса Галича «Матросская тишина» («Моя
большая земля»), которую репетировала студия Художественного театра (позже
театр-студия «Современник»). Драматическая история последней генеральной
репетиции этой пьесы легла в основу автобиографической повести «Генеральная
репетиция» (1973), текст которой включает в себя саму пьесу «Матросская тишина».
В ее финале звучат программные для Галича слова: «Нравственность начинается с
правды». Уже после смерти писателя была опубликована неоконченная повесть с
чертами плутовского романа — «Блошиный рынок» (альманах «Время и мы», 1990).
Резкий поворот в судьбе художника произошел в 1959, когда, отказавшись от
благополучия, официальной славы и популярности, Галич обратился к авторской
песне. «Я должен наконец заговорить в полный голос, заговорить правду»
(Возвращение. С.9). Попытка разобраться в собственной жизни и трагической судьбе
своего поколения (после крушения последних надежд и романтических иллюзий, что
все как-то изменится к лучшему,— сначала после 1945 победного года, затем после
1956 «оттепельного») привела поэта к созданию своеобразного песенно-поэтического
театра, в котором автор был и актером, и музыкантом, и режиссером. Более 100
песен создал Галич, изустно-фольклорное бытование которых сопровождалось
авторским исполнением под гитару в узком кругу друзей и знакомых. Публичное
исполнение песен Галича было запрещено, особенно после вызвавшего огромный
резонанс выступления поэта в Новосибирском Академгородке в 1968.
В первой песне «Леночка» (1959), написанной в купе ночного поезда
Москва-Ленинград, рассказывается о счастливой судьбе современной
Золушки-милиционерши, ставшей «шахиней Л.Потаповой». Галич нашел не только новую
героиню, но главное — уличную бытовую интонацию, жанр песни-рассказа, разговора,
песни-спектакля. По охвату разных
сторон жизни, многообразию тем и героев, полифонии звучания голосов песни Галича
могут быть названы поэтическим эпосом, как заметил один из современников, «малой
советской энциклопедией» (Заклинание добра и зла. С.285), современный
«Одиссеей». В них, как в зеркале, отразилось время с его трагическими
катаклизмами, государственными победами и нищетой, униженностью обыкновенных
маленьких людей, быт и бытие эпохи. Поэт взял на себя высокое право говорить от
имени своего «поколения обреченных»: живых и мертвых солдат Великой
Отечественной войны («Ошибка»), несправедливо арестованных и гонимых в эпоху
культа личности («Левый марш», «Облака», «Баллада о Вечном огне» и др.),
отвергнутых временем талантливых писателей и поэтов («Памяти Б.Л.Пастернака»,
«Баллада о табаке», «Возвращение на Итаку»). А также от имени самых простых
людей — негероических кассирш, продавщиц, рабочих и других, обреченных на жалкое
существование, искалеченных, но сохранивших человеческое достоинство, доброту
(«Веселый разговор», «Вальс-баллада про тещу из Иванова», «Баллада про
генеральскую дочь» и др.). В «Черновике эпитафии» поэт признается: «Не моя это
вроде боль, / Так чего ж я кидаюсь в бой?! / А вела меня в бой судьба, /Как
солдата ведет труба!». При всей
реалистической конкретности тем, сюжетов и деталей в песнях Галича является
поэтом романтического плана. В основе его творчества лежит романтическая
антитеза: частной жизни личности, душе, интересам и переживаниям противостоит
вся мощь тоталитарной бесчеловечной гос. системы, все «автоматное столетие»;
свободному творчеству — официозное искусство, правде — ложь, добру — зло во всех
его проявлениях, палачам — их жертвы («Облака», «Заклинание», «Ночной дозор»,
«Мы не хуже Горация» и др.). Сатирически обличая зло, принимающее порой
фантасмагорические очертания, Галич скорбит по погибшим, тоскует по идеалу и
верит в добро и правду. Он говорил, что «стихи, песня могут обладать силой
физической пощечины» (У микрофона А.Галич. С.29). Содержание и эмоциональный
заряд своего творчества поэт определял с предельной образностью, отвечая на
нападки со всех сторон: «Я не просто хулу, / А гражданские скорби сервирую к
столу!» Не только судьей своего времени чувствовал себя Галич, но и совиновником
творимого зла. Парадоксально звучит в конце песни «Плясовая» призыв: «Пожалейте,
люди, палачей!» Рассказ о пенсионере, бывшем начальнике концлагеря, который
перед смертью «намеч-тал спросонья мечту, / Будто Черное море под стражею / По
этапу пригнали в Инту», сопровождается рефреном: «Помилуй мя, Господи / Помилуй
мя!» («Заклинание»). Театральная
сюжетность, сценичность большинства песен Галича служат раскрытию человеческого
характера и судьбы («Больничная цыганочка», «О том, как Клим Петрович выступал
на митинге в защиту мира» и др.).
Фольклорное начало, черты уличной городской песни и романса, особенности
рассказов бывалых людей, разговорная стихия очередей, лестничных и дворовых
встреч и посиделок органически сливаются в творчестве Галича с высокой
литературной традицией, библейскими лейтмотивами, заклинаниями. Строчки, образы,
ритмы стихов Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Д.Хармса и других
органично входят в структуру авторской песни Галича, углубляя поэтический
контекст, связывая разные эпохи, судьбы, приобщая автора и его слушателей к
трагическому пути русской и мировой литературы. В «Гусарской песне» (об
Александре Полежаеве) Галич как бы «примеривает» чужой и в то же время близкий
ему выбор поэта: «Началось все дело с песенки, / А потом — пошла писать! / И по
мукам, как по лезвию...» (Возвращение. С.25). Тема выбора — одна из главных в
творчестве и судьбе Г.: «Я выбираю Свободу, / Но не из боя, а в бой, / Я выбираю
свободу / Быть просто самим собой» (Петербургский романс. С.199). Подобный выбор
делают и его герои: «кассирша в продмаге», которая предпочла нищего, но любимого
«техника по счетным машинам» богатому, сильному, но нелюбимому завмагу («Веселый
разговор»). Поэт пишет и о другом выборе, позорном для человека: «Промолчи —
попадешь в палачи! / Промолчи, промолчи, промолчи!» (Возвращение. С.34). В
«Петербургском романсе», напоминая о «мудром» выборе, о предательстве одного из
руководителей-декабристов (в решающий момент «себя объявить в отъезде»), Галич
обращается к современникам: «И все так же, не проще / Век наш пробует нас — /
Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / В тот назначенный час?! /
Где стоят по квадрату / В ожиданье полки — / От Синода к Сенату, / Как четыре
строки?!» (Возвращение. С.19). Свой выбор делает и «бессмертный Кузьмин»: в
трагические моменты российской истории, когда Отечество в опасности, он пишет
доносы на ненадежных, с его точки зрения, людей, «извещая всех, кому положено».
Важна для поэзии Галича и тема памяти о
погибших, убитых, о трагических судьбах миллионов людей. Герой песни «Облака»,
бывший заключенный, радуясь пенсии, не может забыть о двадцати лагерных годах,
память о них навеки осталась в спокойных облаках, плывущих в Абакан. В «Балладе
о Вечном огне» поэт, говоря об официально-казенной памяти о Неизвестном солдате,
просит людей вспомнить и о миллионах неизвестных, погибших в лагерях: «Над
сибирской тайгою; над Камой, над Обью / Ни знамен, ни венков не положат к
надгробью! / Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава, / Штабеля! Штабеля!
Штабеля лесосплава!» (Возвращение. С.49).
В лирических стихах Галича с ярко выраженным «я» постоянно звучит тема
возвращения к себе самому, романтическому детству, где «на детской матроске /
Эллады певучая пыль», где вечно звучит «звук пленительный и негромкий» и
появляется «мальчик с дудочкой тростниковой» (Возвращение. С. 158-159). Наконец,
возвращение к гармонии и идеалу. После вынужденной эмиграции Галича в 1974 и
лишения его гражданства в творчестве, песнях и выступлениях (Галич 3 года
работал на радиостанции «Свобода») постоянно звучит мотив возвращения домой, на
родину, в русскую литературу: «Я уезжаю из Советского Союза, но не из России,
моя Россия остается со мной» (Возвращение. С.284). Исключенный еще в 1971 из
официальных союзов и организаций, Галич и в эмиграции ощущал себя не
изгнанником, а посланником русской культуры. Он мечтал поскорее вернуться:
«Когда я вернусь... Послушай, послушай, не смейся, / Когда я вернусь, / И прямо
с вокзала — в кромешный, ничтожный, раешный — / Ворвусь в этот город, которым
казнюсь и клянусь, / Когда я вернусь. / О, когда я вернусь!..» (Возвращение.
С.141). Желание поэта исполнилось. Он вернулся на родину своими книгами и
песнями.
Н.Н. Кякшто
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты,
драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 451-454.

Далее читайте:
Стихи Александра
Галича.
Русские писатели и поэты (биографический
справочник).
Сочинения:
Возвращение: стихи,
песни, воспоминания. Л., 1990;
Петербургский романс: избранные стих. Л., 1989;
Поколение обреченных. Мюнхен, 1972; У
микрофона Александр Галич: Избранные тексты и записи. ФРГ; США, 1990;
Соч.: в 2 т.: Книга песен. Вторая книга. М., 1999.
Литература:
Заклинание добра и зла: Александр Галич — о его творчестве, жизни и судьбе
рассказывают статьи, воспоминания друзей и современников, а также истории и
стихи, которые сочинил он сам. М., 1991;
Карабчиевский Ю. И вохровцы, и зэки: Заметки о песнях Александра Галича // Нева.
1991. №1; Аннинский Л. Барды. М., 1999.
Новиков В. Авторская песня. М., 1997.
Рассадин Ст. Я выбираю свободу. М., 1990;
Каменский 3. А.А.Галич. М., 1995.
Лоденко С. «Эрика» берет четыре копии: Возвращение А.Галича // Вопросы
литературы. 1989. № 4.

|