Лопатин, Лев Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лопатин, Лев Михайлович

1855–1920

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Лев Михайлович Лопатин

Лопатин Лев Михайлович (1855 - 1920), философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог. Родился в 1855 г.; окончил Московский университет. Состоит профессором Московского университета и высших женских курсов, председателем московского психологического общества и редактором журнала общества "Вопросы философии и психологии".

Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности.

Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, то есть как требование производящей или творческой причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит Лопатина к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике.

Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, то есть субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее основными признаками и ведет к неустранимым внутренним противоречиям. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, то есть она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях.

Явления духа должны быть не только показателями, но и прямою реализациею его существа. Исходя из понятия о душе, как производящей причине, Лопатин пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о существовании мирового порядка Лопатин примыкает к Лейбницевой монадологии. - Все работы Лопатина тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации, при простом и одушевленном изложении.

Главные сочинения: "Положительные задачи философии", "Философские характеристики и речи", "Неотложные задачи современной мысли.// Вопросы философии и психологии".

Использованы материалы сайта http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=4399

Другие биографические материалы:

Зеньковский В. Философ и психолог (Большая энциклопедия русского народа).

Абушенко В.Л. Русский философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Борисова И.В. Автор «системы конкретного спиритуализма» (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Авдеева Л. Р. Философ и общественный деятель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Кондаков И.М. Решающее значение придавал воле (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

В психологии Лопатин — сторонник метода самонаблюдения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Классиками считал Спинозу и Гегеля (Энциклопедия "Мир вокруг нас").

Далее читайте:

Л. М. Лопатин. Математика и метафизика. Публикация и составление В. И. Чернышева; примечания Н. П. Ильина.

Л. М. Лопатин. Сомнение, достоверность и творчество. Из «Положительных задач философии». Публикация, составление и примечания Н. П. Ильина.

Николай Ильин. Дух как союзник души. К 150-летию со дня рождения Л. М. Лопатина.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Опытное знание и философия // Русская мысль. 1881. Кн. 5, 9;

Вера и знание // Там же. 1883 Кн. 9;

Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов. М., 1886;

Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского психологического общества. Вып. 1. М., 1888;

История древней философии. М., 1888;

Вопрос о свободе воли. М., 1889;

Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 3;

Нравственное учение Канта // Там же. 1890. Кн. 4;

Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии. 1896 Кн. 32;

Спиритуализм как психологическая гипотеза // Там же. 1897. Кн. 38;

История древней философии. М., 1901; Психология. М., 1902;

Научное мировоззрение и философия // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. 69(4), 70(5); 1904. Кн. 71(1);

История новой философии. Ч. 1: От эпохи Возрождения до Канта. М., 1905;

Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906;

Настоящее и будущее философии. М., 1910;

Философские характеристики и речи. М., 1911;

Положительные задачи философии. Ч. 1—2. Изд. 2-е. М., 1911; Лекции по истории новой философии. Ч. 1. М., 1914;

Неотложные задачи современной мысли // Вопросы философии и психологии. Кн. 136. 1917; Аксиомы философии. М., 1996.

Литература:

Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина. – Логос, 1911–1912, кн. 2–3

Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922.

Зеньковский В. 8. История русской философии Л., 1991 Т. 2, ч. 1. С. 192-205;

Ермишин О. Т. JI. М. Лопатин против В. С. Соловьева (к истории одного спора) // История философии 1999. № 4;

Лев Михайлович Лопатин (С ер. «Философия России первой половины XX века»), М.. 2013.

Идеалистическая диалектика в XX столетии: Критика .мировоззренческих основ немарксистской диалектики / А. С. Богомолов, П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987;

Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд- во МГУ, 1990;

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996;

Кондаков И. М. Лев Михайлович Лопатин: психолог сверхчувственных миров // Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997. 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС