Евгений МАРТЫНОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Евгений МАРТЫНОВ

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Евгений МАРТЫНОВ

Боголюбовка

Повесть

Мать умерла. Отец ушёл на фронт.
Соседка злая не даёт проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную погоду.

Николай Рубцов

 

Содержание

Озокерит.

... Я сдаю верхнюю одежду гардеробщице, девушке в белом халате. Подхожу к регистратуре. Выдёргиваю выпяленный из щели окошка сопроводительный листок серой бумаги и, минуя пальмы да цветочные клумбочки, по широкой лестнице поднимаюсь на второй этаж. На ходу рассматриваю сопроводительный документ, – Карта больного.…. В правом нижнем углу – графическая штамповка человечка, – вид сзади и вид спереди с галочкой на грудной клетке! Поворот, под прямым углом направо. Впереди меня, посреди широкого коридора, шагают мама с ребёнком. Я не обгоняю их, а медлю шаг. Они сворачивают налево, в ординаторскую. В самом торце коридора, у окна, упирает в потолок, и так уже изогнутые коромыслом тёмно-зелёные жёсткие перистые листья заморская пальма...

Часы на цепочке.

...Вчера вечером отец пришёл поздно. Стало темнеть и хозяйки, молодые учительницы, уже разнесли по своим комнатам, сваренные, сжаренные на общей плите на три вьюшки, сложенной для летнего пользования в ограде под открытым небом, незамысловатые деревенские кушанья. Сыновья встретили отца на улице и поочерёдно, в шеренгу по одному зашли в комнату. Светёлка на одно широкое окно, до которого от двери метров шесть, пожалуй, будет. Ходики-часы – на пол-одиннадцатого показывали…. А между стен справа и лева – четыре метра. Справа от двери – по-летнему холодная печь-плита, – заставленная, однако, закопчёнными, кастрюлями и чугунком, а так же эмалированными тарелками. Оцинкованные ёмкости: бачок под питьевую воду, ванна и умывальник… – всем своё место. К стенам прижимаются предметы мебели: «железные» односпальные кровати, скрипучие, с провисшими, как животы у свиноматок перед опоросом, сетками. Справа – одна подростковая кровать, это – Вовкина, слева – две взрослых. Возле каждой – по тумбочки. Письменный стол для мальчишек, покрыт бледно-зелёной, заляпанной синими чернилами, клеёнкой. Кляксы бледные, правда, – притёрты золой. Он же, стол мальчишек и общий кухонный, – тоже справа у стены за Вовкиной тумбочкой, что – в изголовье его кровати…. Мебель и утварь – казённые, школьные, взятые на прокат у завхоза. Вот сундук, что – в красном углу комнаты, объёмистый, окованный, с внутренним замком, большой фасонный ключ от которого хранился под тем же сундуком «с добром» – их, собственность. Их семейная гордость...

Жидкое мыло.

...Пользуетесь ли вы, – спрашивает «даос», – жидким мылом? Если нет, то много теряете. Мы, так, ему ненарадуемся. Представляешь, – стоит возле смесителя с вентилями горячей и холодной воды на полочке раковины-мойки этакое нелепенькое существо, пингвинёнок! Возьми его в правую руку, нажми большим пальцем на затылочек, – слюнка – не слюнка, – чистейший коллоид, жидкое мыло… и надо-то всего ничего. И удобно, и экономично. Ни в какое сравнение – с, как его, твёрдогрудым мылом!…

Колечко.

...И вот, улучив момент, все, кроме Вовки, разошлись кто куда по своим делам. Баба Рая – в гости к соседке, Тётя Таня – на работу в колхозные мастерские: ремонтирует, готовит к весенней страде, свой трактор. Ванька Доронин – к дружку-однокласснику, и можно стало стучать не стесняясь, без оглядки. Женька прикрутил на манер мясорубки к кухонному обеденному столу переносные, но довольно большие, тиски с наковаленкой (редкость по тем временам), и стал настырно постукивать в такт, как бы кланялся. Это – второе кольцо. Первое – пришлось уступить Ваньке, любимому внуку бабы Раи, хотя и свой Вовка хотел бы иметь… такое серебряное...

Открытие.

...А вот с тётей Таней, как ни странно, Женька можно сказать дружил. Нередко ходил к ней в мастерские. Подолгу, будто завороженный наблюдал, как она возилась возле своего приземистого серого чумазого трактора НАТИК (Сталинец). Или хлопотала возле высоченного, такого нелепого нескладного, но толкового зернового комбайна, выкрашенного в тёплый бежевый цвет (заведёт — залихорадит…). Объединяла специальными роликовыми цепями зубчатые колёса с шестерёнками. Большие шестерни с маленькими, ведущие с ведомыми. (Наслышался от тёти Тани разных технических оборотов). Случалось, что и помогал в чём-то по мелочи. – Примерно так думал Женька, шагая с вещмешком, набитым учебниками, за спиной (в нём и томик стихов любимого поэта Ивана Савича Никитина). С чемоданом в правой руке и с узлом в левой. Чуть впереди Вовки, нагруженного двумя узлами (поменьше) с разным барахлом. Радуясь перемене. Тому, что может там, в детдоме, все будут равны… и никаких тебе любимчиков...

Падение атамана.

...Кроме сочинения стихов, то есть виртуального проговаривания строчек «в рифму», была у Женьки Казанцева ещё одна тяга-страсть, из области творчества, но уже вполне земная. Скудельный зар* – лепка из глины разных поделок. В основном игрушек. Самым большим его достижением в этом заделье к тому времени – конь из красной пластичной глины, слепленный Женькой ещё до войны. Возле силосной ямы за колхозным скотным двором («базой») посёлка «Степное». Тогда ещё Вовка чуть было не утонул в той бездонной силосной яме, наполненной вешней водой. Вовке тот конь, долгогривый с нестриженным распущенным хвостом по самые щётки задних ног, тоже понравился. Даже очень...

Баня.

… но ей, Тамаре Павловне, градообразующий, в недавнем прошлом «рассекретнейший» ЭХЗ, доплачивает, от системы которого она, бывшая гардеробщица мужской раздевалки плавательного бассейна «НЕПТУН» была оформлена на пенсию (лет десять тому назад). А теперь у Тамары Павловны вроде обязанность такая: следить за «подвижками» пенсионеров спортсооружений. И хоть я оформился на пенсию не от их системы ЭХЗ, но в спортсооружениях проработал 9 с половиной лет. Сначала начальником таковых, а потом спустился работать в машинное отделение, по собственной инициативе, и отбухал там рядовым слесарем – «сантехник-хлораторщик» по пятому разряду – 7 лет с хвостиком, заменил ушедшего тогда на заслуженный отдых фронтовика Великой Отечественной войны Серебрянского...

Групповой побег.

 – Добрый день, тётя Вера!.. – поприветствовала, притворив за собой калитку. Вера Ивановна – женщина средних лет и роста, ладно сложенная, в поношенной фуфайке… юбке из синей материи на четверть ниже колен. В полушалке и подшитых валенках. Она «выплёскивала» зерно из ведёрка. Выпущенные из хлева пёстрые курицы, сгрудились, топтались и клохтали, оттесняя «музыковеда» петуха в золотистом наряде. При мясистом, зубчатом, красном гребне....

В ночь под Старый Новый год.

...Линия фронта сбалансировалась. Шли «Бои упорные…». Так было, – волны от Советского информбюро,… да, стали наш слух ласкать, а тут ещё и…всех четырех детдомовцев-мальчишек старшеклассников отселили от младших в отдельную комнату, спальню № 3, что находилась даже в другом здании-доме деревянном. Бывшем «учительском». Правда, он был старым знакомым, – мы с братишкой Вовкой в нём жили до открытия детдома. Более того, отделили-то нас в комнату в ту, в которой мы с Вовкой и… коротали…. Сначала вместе с папкой, преподавателем «математики и физики в пятых – шестых классах» Андреем Александровичем. А потом, когда он ушёл добровольцем на фронт, одни. Коченели. Ночами. Аж до самых белых мух, сами по себе. До тех пор, пока были дрова. А когда суп к утру стал застывать в тарелках и когда, героям, под одеялами, покрытыми сверху всеми подходящими одёжками, приходилось корчиться от холода, прижимаясь, друг к другу…. Вот тогда нас и подселили к старику со старушкой. У них была своя хатёнка с земляным полом, но печка в ней топилась жарко, хорошо, дрова горели весело. Было тепло. Жили они на краю Боголюбовки, хохлацкой деревни. Ну, это – так, для разгона, опять же...

Колодец.

...Ещё лепестки ветрениц (анемонов) не облетят – вездесущие солнышки будущих дедушек седых одуванчиков горят-разгораются! А вот уже махонькие ростом, так сладко, так ароматно пахнущие, темно-голубые, да, много, море целое синее… и отчего же их так славно назвали «кукушкины слёзки»!.. – Всё размышляет Женька, размышляет,… а пчела уже не одна шастает по цветам, – начинает добавлять Казанцев в свой рисунок словом терпкий аромат запретного блатного жаргона, вроде таких как «шмонает», или там – « берёт на шарап»…. – Детдомовец теперь всё же. Успел нахвататься, как ароматного воздуху. Но матерщину. Женька, почему-то не любит. Разве, что уж, когда метко к месту, тогда уж – куда ни шло наше. Щебечет наивный щегол в лопухах….

Дзыз.

...Сторожа Зинченко Егора Матвеевича почитали в деревне. Это Женька знал с тех пор, когда ещё жили они с Вовкой у бабушки Раисы Петровны Щуки. Правда он порой и перегибал палку, бишь, Тульское ружьё. А иначе и быть не могло. – Сделай поблажку, и слух моментально разнесётся по всей Боголюбовке-де, – не доглядывает, что пора на этот ответственный пост определить более подходящего мужика. А местом он дорожил, – при деле, даже при огнестрельном оружии. Вроде бы служит, как-никак, – война же. Все мужики на фронте, а он здесь, при бабах. И потому он порой, и разряжал свою двустволку со сторожевой вышки. Чаще – вверх, на ветер, но случалось и, вроде, на поражение. Горохом, вместо дроби, который летел не далее чем на 12 – 15 саженей. И это пацаны давно уразумели. Вызывали огонь на себя...

Проводы.

 – Вот здорово, ты знаешь, я слышала, – в Надеждиных глазах рыжие чёртики запрыгали, – в пединституте есть отделение, «худграф» называется. Где, наверное, преподают и скульптуру. Ну и что, что будешь преподавателем. Твой же отец учитель!.. Вот там мы и встретимся, Женя. И нам будет по 17 лет!.. А когда окончим институт!.. сколько же нам тогда-то стукнет?.. Прибавим четыре … ого!.. по двадцати одному!.. это моей маме было столько, когда я родилась. – Надя внимательно посмотрела в глаза Евгения и подошла к колодцу. «Емельянову». Ветхий сруб его обрамляли камыши да рогоза с коричневыми продолговатыми махалками, сужая ложбину…

 


 

В художественное произведение заглядываешь - будто в целый мир попадаешь. Там все на свете есть, всякие эмоции: и радость, и горе... Но самое удивительное в том, что даже в текстах, обладающих высокой художественной ценностью, неизбежно встречаются фрагменты абсолютно земные, даже приземленно-бытовые. В одном месте смеситель для ванны попадется, в другом - седые одуванчики...

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев