Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > СЛАВЯНСТВО >


Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры

2009 г.

Форум славянских культур

РУССКОЕ ПОЛЕ


Славянство
Славянство
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Славянские организации и форумы
Славяне

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир ТЫЦКИХ

Сигнальные костры

Путевые заметки

«И УДОВЛЕТВОРЯЮТ СВОЮ НУЖДУ»

В Чугуевке сохраняется атмосфера.

В прошлом году районная детская библиотека приобрела у нас с десяток новых книг. По нынешним временам – факт уникальный.

У давнего поклонника Астафьева Анатолия Сезика (бывший врач-хирург, пенсионер, «покупательская способность» ничтожна по определению) в скромном личном собрании всего пара томов любимого писателя. Искал в чугуевской библиотеке – не нашёл. Через родственников пытался достать что-нибудь в библиотеках Арсеньева. Результат тот же.

Сотрудница Морского университета Надежда Рябикова (бюджетница: за пять лет правительство трижды объявляло о повышении зарплаты, ни разу не выделило ни копейки) ищет в книжных магазинах приморской столицы книгу Ивана Клуласа «Диана де Пуатье». Находит по цене… 410 рублей. В два-три раза дороже любого поп-чтива. Необходимую сумму пришлось собирать несколько месяцев.

Джон Кудрявцев пытается приобрести в подарок знакомой имениннице том Антона Чехова. Объехал весь город, Чехова на книжных прилавках не обнаружил…

Чтобы «реформировать» некогда самую читающую страну, существует великое множество приёмов.

В Приморье (только ли?) библиотеки, детские и недетские, не то что фонды не пополняют – многие попросту закрываются.

Во Владивостоке прекратила существование одна из старейших библиотек – межсоюзная имени Фадеева. Здание на Океанском проспекте рядом с городской мэрией. Фонды «временно рассредоточены на хранение», штат сокращён, люди уволены. Библиотеке имени Горького больше не принадлежит историческое здание на Светланской. Закрыт абонемент, книги распродавались, судьба значительной их части, равно как и работавших здесь сотрудников, неясна.

В том и другом случае – центр города. Дорогая землица…

Между прочим, и в Фадеевке, и в старом здании Горьковки вершились живые дела. В Фадеевке давным-давно прописался клуб Орфей, в нём проводились литературные и музыкальные встречи, презентации новых изданий, в частности журнала «Дальний Восток». Завсегдатаи клуба – люди разные во всех отношениях, но костяк – интеллигенция в возрасте, народ со скромным достатком. Стали искать, куда притулиться, чтобы встречаться хоть раз в пару месяцев. Обратились в Дом офицеров флота, который в былые времена без проблем привечал в малом зале и даже в шикарном зимнем саду многих и многих. Теперь ДОФ «в рынке». Однако начальник «пожалел» орфеевцев, пошёл навстречу: «Час в малом зале стоит шесть тысяч, но для вас – три с половиной». Клуб приютил в Пушкинском театре профессор Геннадий Турмов, кстати сказать – член Союза писателей. Надолго ли? Геннадий Петрович сдал должность ректора в Техническом университете, которому принадлежит театр. Как будет решать вопрос новое руководство – покажет время…

Незабываемая беседа с вице-губернатором. Члены совета по культуре (то ли распущен, то ли бездействует – года три ничего не слышно) задают вопросы, он отвечает.

– Есть вещи, которые можно разрушить, но при доброй воле когда-нибудь вернуть к жизни, восстановить, построить заново. А есть такие, которые стоит утратить – и сразу образуются чёрные дыры, их уже никогда не залатаешь. Например, подписка центральной краевой библиотеки на периодику. Хотя бы одна библиотека в крае имеет гарантию получения газет и журналов?

– Пусть директор придёт на приём к губернатору и докажет необходимость финансирования!

– Позвольте, год уже начался, это надо было сделать вчера. И потом – вы можете сказать, когда директор библиотеки попадёт на приём, завтра или через месяц?  И попадёт ли вообще? И что ему ответит губернатор, вы знаете? К тому же краевой бюджет законодательным собранием утверждён, финансирование по данной статье предусмотрено. Почему это надо ещё доказывать? Для администрации бюджет – закон, который надо выполнять.

– Мы (напор на это МЫ) принимаем бюджет не для того, чтобы его выполнять, а для того, чтобы по нему отчитаться!

Вопросов нет. Комментарии излишни.

Чугуевка пока держится. Но не везде так. Глубинка ныне очень зависима, несамостоятельна, по сути беспомощна. От тех, кто где-то там, выше, и от тех, кто здесь – местных устроителей России.

Дивная история в райцентре Шкотово. Сел на престол новый глава муниципального образования («законотворчество» у нас на высоте – был сельсовет деревни Родная или городской совет городка Нашего, а теперь «администрации муниципальных образований» и подчинённые им МУКи* и всё такое). После победы на выборах надо, конечно, встретиться с «электоратом». Чего добрый человек обещал землякам, уже никто не скажет, а вот это его заявление вошло в бессмертную память народа:

– Я после школы ни одной книги не прочитал, да глядите – стал у вас главным!

И – закрыл библиотеку.

В самом деле, зачем книги читать, если и учиться-то не обязательно! Купил «корочки» – становись начальником города Архангельска, вице-губернатором Приморского края, работай в министерстве, допустим, культуры. Можешь и в министерстве образования, даже высшего. Не случайно один очень большой чиновник оттуда без обиняков заявил: надо, мол, выбить из сознания молодёжи мысль о вузовском дипломе.

А в чугуевской школе имени Фадеева не так давно похвалились: более десяти выпускников-медалистов прошли без сучка и задоринки собеседования и стали студентами ведущих вузов Владивостока – приняты на бюджет. Достижение даже для элитных школ Приморской столицы. Как удаётся? Объяснили: «Мы не отказались от старых программ по истории и литературе. То, что исключено из школьного курса, даём на факультативах и в кружках, где занимается значительное количество учащихся».

Увы, образование, сочетавшее в советской школе обучение и воспитание, бывшее если не лучшим, то одним из самых передовых и эффективных в мире, стремительно утрачивает позиции. Дело не только в искалеченных программах, в очевидно преднамеренном вымывании из школьного курса гуманитарных предметов. Главное «достижение» «новой» России – дешёвые учителя. Рядом с ними  – библиотечные работники. Попутно сказать: в школах библиотеки тоже закрываются.

В конце марта, накануне Лазаревой субботы (!), президент принял министра культуры. Министр докладывает о недопустимо низкой зарплате библиотечных и архивных работников: чуть больше 3000, к 2010-му ожидается 4140. Президент интересуется возможностью заниматься коммерческой деятельностью (?!). Разговор о том, что из себя будет представлять через четыре года ожидаемая прибавка чуть более тридцати процентов, не ведётся. Между тем десять, а то и все двенадцать процентов – ежегодная официальная инфляция. Никак почему-то не совпадающая с фактическим ростом цен (в этом году до   тридцати процентов и выше) хотя бы только на продукты…

Вспоминается история с неким номенклатурщиком, несколько месяцев возглавлявшим краевое управление культуры. Собрал совещание заведующих сельскими клубами и библиотеками. Часа полтора докладывал о том, как мы плохо жили раньше и как теперь будем жить хорошо. При этом в самых неожиданных местах торжественной речи вдруг задавал вопрос ребром: «Как вы будете погружаться в рынок?!» Всё равно, что врач «скорой помощи» спросил бы больного, лежащего на земле без сознания: «А вы по утрам собираетесь делать физзарядку?!»

Как сделать «рентабельным» клубик в небольшой деревне? Как извлечь «прибыль» из сельской библиотеки? Как превратить в «доходную» библиотеку школьную, а заодно с ней – и саму школу? Закрыть, «сэкономив» какие-то, отнюдь не великие, денежки на их содержание?

Наши правители, вероятно, за что-то не любят педагогов и работников культуры, не дают им жизни. Сделать это несложно, надо просто не оплачивать должным образом учительский труд, труд библиотекарей, работников архивов. И… и… и…

Какую страну с безоглядным рвением пестуют рыночники-демократы, властная «державная» вертикаль? В России сегодня два с лишним миллиона детей от 7 до 17 лет не ходят в школу. Столько же – беспризорники.  Их учит и воспитывает улица.

Разговоры о том, что всё дурное в России есть исключительно наследие СССР и сугубая вина КПСС – от лукавого. Нечистоплотно. При всех непростительных грехах Советского Союза (так ведь и не простили ничего) по культурному-то ведомству, по образованию, медицине – по всем, значит, социальным делам, всенародно значимым и достающим буквально каждого, Россия проживает доставшееся ей в наследство, ничего не приумножив. А КПСС за свои достижения и загибоны уже оплатила исторические счета, прекратив вместе с былым государством своё существование. Пришла пора за что-то отвечать и нынешним хозяевам жизни. Но мёртвого льва и шакалы кусают, а в своём глазу бревна не видно.

Вопрос встал в полный рост, вопрос к сегодняшней власти: чему учит, кого воспитывает «пореформенная» школа?

P.S. Цитаты в тему.

Лариса Каллиома («Известия»). Новые учебники 2008-2009: 92 по иностранным языкам, 83 по русскому языку и литературе, 67 по математике, 39 по физике, 20 по химии, 19 по истории, 10 по информатике. В учебнике по истории «…представлен полный портретный ряд генералов Белой Гвардии и всего два портрета военачальников Красной Армии. Портрета Чапаева среди них нет». В учебнике по литературе «Лермонтов назван не Михаилом Юрьевичем, а Юрием Михайловичем…В хрестоматии по литературе для пятого класса детям предлагается по ролям пересказать сказку. Вот отрывок из нее: «… и приходят жеребцы из морских коней на запах кобыл и выходят на сушу… вскакивают на кобыл и удовлетворяют свою нужду и хотят увести с собой…». В книге по географии «Индию определили материком»… А в учебнике по немецкому языку для 7-го класса ученику предлагается перевести следующую фразу от лица девушки: «Мне 14 лет, с родителями поссорилась, ушла жить к сирийцу»… В предисловии одного из учебников можно прочитать: «Если ваш ребенок идет в школу не в Англии и не в США, а в российскую школу, то по этому поводу не стоит переживать».

Валерий Козлов (академик, вице-президент РАН: газетная статья «В учебниках столько ошибок, что двоечникам и не снилось»). Только каждый пятый учебник из 437, представленных на экспертизу, отвечает современным научным представлениям.

Примечания

* муниципальные учреждения культуры

 

Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"

 

 

 

СЛАВЯНСТВО


Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС