> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫЗАПИСКИ ШЕСТИДЕСЯТНИКА >
ссылка на XPOHOC

Владимир Садовников

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Записки шестидесятника

От мордовских лагерей до расстрела белого дома

Воспоминания. Часть 2. Дубравлаг 1961-1966

ТРЕТИЙ

Примерно через год моего пребывания на 7-ом лаготделении Управление ДУБРАВЛАГа решило повторить административный опыт 17-ого лаготделения, собрав снова значительную часть «десятого пункта» - в основном молодёжь - в одном лагере. Где-то незадолго перед 1964 годом собрали этап и отправили его на 3-тье лаготделение (пос. Барашево), самую удалённую зону ДУБРАВЛАГа, на которой уже заканчивалась внутренняя железнодорожная ветка. Рассказывали, что раньше эта ветка имела продолжение в район, в котором располагался некий ТЕМНИКЛАГ, в котором в 30-х годах производились массовые расстрелы. Действительно, остатки старой железнодорожной насыпи были ещё видны, но пути были разобраны и доступ в этот старый лагерный район был закрыт. Также рассказывали, что оставшимся надзирателям с тех легендарных времён выезд из этих мест был запрещён и они должны были хранить тайны ТЕМНИКЛАГа до самой своей смерти.

Третий был сравнительно небольшим лагерем с двумя основными жилыми бараками на две или три сотни заключённых. Рядом, отгороженная только внутренним забором (но с запреткой), располагалась больничная зона ДУБРАВЛАГа, в которую со всех мордовских лагерей свозили больных зеков, нуждавшихся в стационарном лечении. Производственная зона третьего находилась на некотором расстоянии от жилой и представляла из себя захудалое столярное производство разной мелкой мебели. Однако, несмотря на то, что состав третьего близко напоминал состав 17-ого, общий дух и внутренний режим зоны был совершенно иным. Администрация явно задумала заняться «перевоспитанием» строптивой молодёжи более основательно. За мелкие внутрилагерные нарушения, известный своей свирепостью начальник режима Кицай, без всяких церемоний сажал всех непокорных в штрафной изолятор (ШИЗО) до 15 суток, а то и с дальнейшим многократным продолжением. Сергей Пирогов, которому уже приходилось сталкиваться с Кицаем несколько лет тому назад на этой же зоне, рассказывал о нём как о сущем садисте, который чуть ли не открыто избивал заключённых. И, действительно, несмотря на то, что Кицай в настоящее время старался держаться в тени (из-за множества жалоб в его адрес), мне вскоре пришлось испытать на себе действие «перевоспитательных» методов знаменитого начальника режима.

Большая часть заключённых третьего была определена на работы, как было уже сказано, в небольшом мебельном производстве, состоящим из пилорамы, сушилки и столярно-сборочного цеха. Ввиду того, что производственная зона располагалась вне жилой на расстоянии примерно в полукилометра, каждый будний день туда и обратно рабочие бригады водили колонной под конвоем через прилагерный посёлок. Летом в утренние часы шествие на работу весьма затягивалось. Зекам спешить было некуда и они откровенно тянули время, еле передвигая ноги. Из-за этой волынки конвой злился на зеков и пытался отыграться на обратном пути из производственной зоны, когда зеки были заинтересованы прийти в жилую зону побыстрее. По каждому пустяку конвоиры останавливали колонну и старались максимально продлить время её продвижения до вахты жилой зоны. Впрочем, до серьёзных инцидентов дело не доходило. От этих шествий в моей памяти осталось одно мимолётное воспоминание. Летний жаркий день. Колонна не спеша передвигается по пыльной просёлочной дороге. Вдруг навстречу откуда-то появляется шумная и весёлая ватага цыган. Каким образом они могли оказаться в этом забытом (и закрытом для посторонних) лагерном краю, истинная загадка... Какие-то странно-необычные люди, одетые кто во что горазд, жизнерадостной толпой прошли мимо нашей колонны, отгоняемые предупредительными окриками конвоя. Но почему-то меня больше всего из этой пёстрой толпы поразили дети этого удивительного странствующего племени, для которого вечная дорога неизвестно куда является главным смыслом повседневной жизни. Чумазые, грязные, одетые в какие-то лохмотья, но радостные, с каким-то бодрым весельем, они кувыркались в придорожной пыли, прыгали, плясали и что-то кричали на своём языке - одним словом, вели себя как неунывающие весёлые чертенята.

Бесшабашный и бодрый вид этих вечных бродяг поразил меня. Бездомные, гонимые, презираемые, без малейших и самых элементарных удобств, постоянно подвергаемые риску многочисленных дорожных опасностей, живущие только одним днём - и ни тени уныния! Какой странный народ, - как это ни парадоксально, - чем-то напоминающий евреев. Такая же неиссякаемая любовь к жизни «как она есть». Как это разительно отлично от менталитета русского человека, так склонного быстро утомляться духом, терять жизненную бодрость и впадать в уныние. Но русский человек скроен особым образом, его «воля к жизни» может иметь источником только веру в Бога, без которой он обречён на неизбежную моральную деградацию... Конечно, всё это до конца я понял значительно позднее.

В производственной зоне мне совершенно случайно вместе с одним казахом, - очень уравновешенным и обходительным молодым человеком (бывшим студентом), - удалось устроиться кочегаром при сушильных печах, в специальных камерах которых высушивали распиленные из сырых досок различные деревянные заготовки. Место было воистину тёплое, иногда даже слишком.

Но основное преимущество состояло в том, что кочегарка располагалась на отшибе производственной зоны, начальство сюда почти не заглядывало, и можно было беспрепятственно читать литературу или размышлять о вечных вопросах бытия, праздно восседая у открытой дверцы печи и наблюдая за игрой разгорающегося огня. Какое это утешительное и никогда не утомляющее занятие, наблюдать за постепенно разгорающимся огнём. Ничто так не умиротворяет душу как созерцание горящего пламени… Вне всякого сомнения, первая мысль о бренности всего сущего и о непостижимой тайне жизни - т.е. памятование о смерти - могла возникнуть только при созерцании горящего пламени. Вид ненасытно пожирающего огня, превращающего в пепел всё брошенное в него извне (из «нашего» мира), так метафорически напоминает бессмыслицу человеческого бытия, его фатальную обречённость на сожжение ... Но огонь содержит в себе ещё и другое значение. С древнейших времён он является символом свободы. Живое пламя огня есть прямая противоположность неподвижной незыблемости «законов природы». И потому в непредсказуемой стихии огня всегда присутствует элемент восстания и неприятия «мира сего». Всё подвластное огню - недостойно существования. Жаждущие вечно новой жизни древние арийские племена потому и растекались широким потоком по всем просторам вселенной, что сжигали своих покойников и нимало не заботились об оставляемой ими уже обжитой родине. Их земное странствование не было связано с земным благоустройством. Они были бескорыстными почитателями огня и искали не счастья, но свободы. Огонь в их религиозном понимании был испытанием миру на прочность и истину.

Однако постигать высокие философские идеи в кочегарке сушильных печей мне пришлось недолго. Бригадир Евдокимов, в ведении которого помимо пилорамы находилась и кочегарка, решил пристроить в это тёплое место своего приятеля. И вот однажды я был отлучён от священного очага и направлен на общие работы в рабочую бригаду пилорамы. Естественно, я отказался. Отказничество уже стало входить в традицию. Но в отличие от предыдущих случаев, меня немедленно направили в ШИЗО на 15 суток. В изоляторе третьего, - находившегося в специально огороженном месте на территории соседней больничной зоны, - мне пришлось сполна испытать на себе силу кицаевского садизма. Нет, каких-то традиционных избиений или открытых унижений не применялось, но внешне перестроившаяся кицаевская система подавления действовала по прежнему исправно. Посажен я был в общую камеру с деревянным настилом, на котором можно было лежать и в дневное время. Правда, камера была небольшой и, когда в неё набивали по 7-8 человек, становилось ощутимо тесно. Время было ещё тёплое - был конец лета - и в камере холода не ощущалось, а надо сказать, что пытка холодом является одной из самых тяжёлых в изоляторе.

Однако изобретательный Кицай, - который, в отличие от своего старого поведения, в настоящее время лично почти не показывался перед заключёнными, - нашёл таки «ключ с отмычкой» для строптивых и непокорных. Прекрасно зная о том, что в зековской среде существует отрицательное отношение к каким-либо работам в запретке, он намеренно приказал выводить всех посаженных в изолятор только на эти заведомо унизительные, особенно для молодёжи, работы. Собственно говоря, какой-нибудь серьёзной работы и не было, нужно было всего лишь под присмотром надзирателя выщипывать траву, которая за летний период прорастала внутри или снаружи вдоль проволочного ограждения запретной полосы. В случае же открытого отказа со стороны зека утром выходить на вышеозначенную «работу», дежурный надзиратель изолятора записывал отказ и отказника переводили на пониженную норму питания. При наличии систематических отказов администрация, не выпуская отказника из изолятора, продлевала его содержание в нём ещё на 15 суток, и так до трёх раз. После этого непокорного зека оформляли в «крытую», т.е. как и на семёрке отправляли года на два на особо строгое заключение в тюрьму во Владимир. Такова была чётко и хитроумно отлаженная Кицаем технология расправы со всеми носителями бунтарского духа. Но это было ещё не всё. Коварным и унизительным средством давления на отказника было то, что, будучи наглухо запертым в камере и получая пониженную норму питания (один раз в день жидкую баланду), надзиратели не выводили его ни на прогулку, ни в уборную, которая находилась во внутреннем дворе изолятора. Последнее обстоятельство было наиболее болезненным, особенно для тех кто имел наклонность к запорам. Оправиться «по большому» можно было или в тесной камере в вонючую парашу, или, если посчастливилось утром попасть в носильщики параши, в уборной изолятора. Как правило, надзиратели на очень короткое время разрешали только выносить парашу, но её носильщикам иногда удавалось заодно быстро оправиться, понукаемые при этом матерными криками охраны, загоняющей их обратно в камеру. Ввиду того, что обычно камера была забита битком, а оправляться в парашу по большому было не принято, то с раннего утра, ожидая выноса параши, у двери камеры уже заранее паслось пара зеков, надеясь вместе с парашей прорваться в уборную. Временами удавалось прорваться, временами нет, но такое нарушение регулярности отправления естественной нужды оказало на меня довольно таки тяжёлое воздействие. Надо признать, что постоянных и принципиальных отказников от работы на запретке было мало и, в конечном итоге, я становился своеобразной «белой вороной» для администрации. Было очевидно, что второй 15-и суточный срок мне будет обеспечен. Состав камеры постоянно менялся, - у большинства сроки бы ли небольшие, от 5 до 10 суток, - но я превращался в её как бы неизменного старожила. После того, как надзиратели объявили, что мне за упорное отказничество прибавили ещё 15 суток, стало совершенно ясно, что Кицай меня наметил кандидатом в «крытую».

Среди разных случайных сокамерников я подружился с одним кавказцем, как показалось мне в то время, очень редкой национальности - ингушом Али Хашагульговым (сейчас не ручаюсь за точность фамилии). Несмотря на разбойничью репутацию этой, родственной чеченцам, народности, Али оказался очень уравновешенным и интеллигентным молодым человеком с небольшой чёрной бородкой. Кажется, он был бывшим студентом из Саратова. Он также как и я твёрдо отказывался от выхода на работу, но срок у него был небольшой - 10 суток - и по его окончании Али выпустили в зону. Наши разговоры часто вращались около различных исторических и религиозных тем. В частности, запомнился обстоятельный сравнительный анализ Али христианской и мусульманской религий. Признавая многие достоинства христианства, Али считал, что для Востока магометанство является намного более подходящей и реалистичной верой. Особенно он высоко оценивал простоту и целостность магометанства в отличие от чрезмерной философской сложности христианского учения. Простой и ясный монотеизм, минимум чудес и умеренные нравственные требования, по мнению мусульманина Али, с наибольшей полнотой соответствуют несовершенной человеческой природе. С этих позиций он даже защищал и допускаемое магометанством многожёнство, указывая на то, что христиане в реальной жизни всё равно не придерживаются строгой моногамии, заводя любовниц на стороне и допуская в обществе свободные нравы... Я не спорил с Али, так как не считал себя верующим и не был достаточно хорошо осведомлён в богословских вопросах, но внутри себя не соглашался с ним. По бессознательному убеждению Бог для меня мог быть только Христом, в ином образе я не мог себе представить Бога. К тому же моё мировоззрение к этому времени начало двоиться и где-то внутри уже не было прежней атеистической самоуверенности. Меня скорее всего поражали не аргументы Али в пользу мусульманства, - которые достаточно общеизвестны, - но сама его спокойная и твёрдая уверенность в правоте своей позиции. В отличие от меня он был убеждённым националистом и видел в вере своих предков важную историческую и культурную опору для национального возрождения своего народа. А что я? - зациклился на Бакунине, на каких-то безбрежных и беспочвенных абстракциях и, по существу, ничего не могу сказать путного и убедительного этому, казалось бы, «дикому» кавказцу, который в отличие от меня имел какую-то свою, пусть не очень искусную, но твёрдую религиозно-культурную почву.

Когда Али выпустили из изолятора и мне объявили о продлении срока ещё на 15 суток, то из отказников я оказался в совершенном одиночестве и здоровье моё стало очень быстро ухудшаться. Очевидно, полная изоляция в зловонной тесноте камеры, недостаточное питание, и, главное, невозможность нормально оправляться приводили к сильному истощению и отравлению организма. Временами стали появляться уже не аллегорические, но настоящие «зелёные огни» в глазах. Не могу сам объяснить этого до конца, но похудание моё было настолько поразительным, что к концу второго срока я был весьма похож на настоящего дистрофика. Глаза и щёки у меня ввалились, ягодицы исчезли и все кости вылезли наружу как у скелета. Надо признать, что это обеспокоило даже некоторых надзирателей и один из них однажды сочувственно советовал бросить это упрямое отказничество, пока ещё дело не дошло до «крытой». «Зачем тебе всё это нужно, ты что, вор в законе?» - увещевал он меня. Не знаю, насколько искренним было это сочувствие, но как-то в дневное время, когда я находился один в камере (остальные сокамерники были выведены на работу), один из надзирателей быстро открыл дверь камеры и, оставив на полу полную миску с кашей, посоветовал поскорее её съесть, чтобы забрать миску до прибытия посторонних, и удалился. Конечно, каша мало улучшила моё состояние, так как по-видимому в организме шло какое-то внутреннее отравление, но само это весьма рискованное проявление участия к моей судьба со стороны незнакомого надзирателя меня до глубины души растрогало. Узнай об этом Кицай, у него могли бы быть большие неприятности.

Несмотря на общее истощение и появившееся небольшое головокружение, голова в целом работала ясно и, размышляя о дальнейшем развитии событий, я чётко сознавал, что в случае третьего продления срока в ШИЗО, «крытая» будет мне обеспечена. Было также ясно, что с таким хилым здоровьем обойдётся эта «крытая» для меня дорого. И я решил отступить, хотя и понимал, что такая уступка может быть воспринята за слабость. Но, с другой стороны, выдержать до конца роль непримиримого отказника мне было не по силам, а класть голову за чистую форму казалось бессмысленным. (О эти «здравые» оправдания, когда жизнь хватает за горло, как легко всегда находится целая куча уважительных доводов и аргументов в пользу - «поступиться принципами».) Тем не менее, с крайне тяжёлым чувством я всё же решился выходить на общие работы. По совести говоря, до сего дня не знаю, правильно ли я поступил. Сокамерники были естественно рады этому моему решению, так как моё отказничество было для них своеобразным укором и теперь мы все оказывались как бы в равном положении (почти совсем по Достоевскому: стали равны в бесчестии). Как и следовало ожидать, эта слабость не была оставлена без внимания «заинтересованной стороной», особенно политчастью зоны, которая в тот период весьма преуспела в деле «перевоспитания» и на третьем с усиленным рвением склоняла слабых духом зеков к сотрудничеству и публичным покаянным заявлениям по внутрилагерной радиотрансляции. Буквально на второй или третий день после прекращения моего отказничества в ШИЗО пожаловал начальник политчасти. Меня вызвали в караульное помещение и лагерный политрук с ходу и, как мне показалось, не без злорадства предложил написать покаянное заявление и, идейно разоружившись, окончательно встать на путь исправления. Хотя я и ожидал подобного оборота событий, но услышав своими ушами это гнусное предложение, я ещё раз глубоко усомнился в своём решении, и затем, с наивозможной твёрдостью в голосе ответил: «Ни в чём каяться и ничего писать я не буду». Политрук, немного помолчав, - и как мне показалось, не без ухмылки, - сказал несколько загадочно: «Ну что же, подумай хорошенько, а мы тоже подумаем». Во время этого краткого разговора с политруком в караулке присутствовал и Кицай, но он сидел совершенно молча и только в конце «беседы» отдал указание надзирателям увести меня обратно в камеру.

Наконец, до окончания второго срока оставалось дня два и на душе было довольно таки пасмурно. В голове помимо моего желания постоянно крутилась одна и та же мысль: дадут или не дадут третий срок? Как обычно, днём нашу камеру, четверо или пятеро человек, вывели на работу - общипывать траву с внутрилагерной стороны запретки в одном удалённом месте больничной зоны. Надзиратель, приставленный для наблюдения за нами быстро куда-то слинял по своим делам и мы, расположившись недалеко от своего «рабочего места», мирно сидели и грелись на осеннем солнышке. Вдруг кто-то в белом халате позвал меня, как оказалось, местный медработник больничной зоны. Оказывается, недалеко от нас в глубокой землянке располагался больничный морг. Меня и моих товарищей попросили помочь вынести наверх по крутому узкому лазу из этой землянки гроб с телом покойника. Мы спустились вниз и я увидел стоящий на козлах грубо сколоченный и с уже прибитой крышкой гроб. Через широкие щели крышки был хорошо виден труп недавно умёршего худощавого мужчины средних лет, одетого в новую лагерную робу. Лицо покойника было таким умиротворённым и отрешённым, что невольно пришёл на ум странный каламбур: освободился. Неожиданно я понял, что ничего плохого со мною не произойдёт, всё обойдётся... Когда гроб не без усилий и трудностей поднимали вверх по крутой и узкой лестнице, я о доски гроба занозил себе руку и это показалось мне какой-то приметой. Один из сокамерников обнадёжил: «это к добру». Через день я был выпущен из изолятора в зону.

Мой бригадир, по вине которого я оказался в изоляторе, человек во общем-то невредный (вероятно, из бывших бытовиков), был и сам не рад такому крутому повороту событий. И для того, чтобы как-то исправить положение, он определил меня на сравнительно легкие работы в звено, занимавшееся вывозом опилок и других древесных отходов из под пилорамы, которые периодически накапливались в процессе рабочего дня в специальном подвальном помещении. В этом звене работало двое, - Володя Осипов и Владислав Ильяков, - ставшие к этому времени неразлучными друзьями и единомышленниками. Я же, таким образом, стал третьим членом этого трудового коллектива. В виду того, что объём работы был сравнительно небольшим и вывозом этих отходов из под пилорамы мы занимались по очереди, то свободного времени оставалось достаточно. Володя и Владислав обычно брали с собой в производственную зону текущие газеты и журналы (с международным уклоном) и внимательно следили за происходящими политическими событиями. Я же чаще всего предпочитал брать с собой какую-нибудь тонкую книжку или брошюру на немецком языке, который я тогда усиленно, но довольно бессистемно и малоуспешно изучал. Брать в производственную зону толстую книгу было опасно, так как надзиратели частенько на вахте устраивали шмон (особенно, при возвращении в жилую зону) и в случае обнаружения книг, их тут же отбирали. Всё же однажды рискнул взять с собой почитать журнал «Новый мир» за 1963 или 1964 год с несколькими впервые опубликованными рассказами Василия Шукшина. Простота, ясность и правдивость этих рассказов меня поразили. Ни одного лишнего слова, никакой литературной воды, каждый рассказ был подобен поучительной притче или напоминал литературную эпитафию. Из общего духа шукшинских рассказов было хорошо видно, как остатки традиционной русской жизни, ещё каким-то чудом сохранявшиеся кое-где в послесталинской деревне, на глазах распадались и разлагались. И от этих рассказов, несмотря на забавность и чудаковатость персонажей (шукшинских «чудиков»), становилось тяжело на душе. Более же всего мне нравилось в прозе Шукшина полное отсутствие всякой псевдонародной стилизации, которой так частенько грешат многие патриотические писатели.

Работы в производственной зоне велись в две смены, в дневное и вечернее время. Во вторую смену в позднюю осеннюю пору на её территории было темно. Светились только огни запреток, да был виден свет в двух - трёх производственных цехах, расположенных в приземистых строениях барачного типа. Пилорама располагалась несколько поодаль основных цехов и за ней до самой противоположной запретки находился большой пустырь с хаотически наваленными кучами опилок и других отходов, которые мы по длинному и узкому деревянному трапу на тачке вывозили из подземелья пилорамы и сваливали в разных более или менее доступных местах этого пустыря. В результате длительных перебоев в вывозе постепенно накапливающихся отходов, свалка приобрела вид загадочной лунной поверхности. Между прочим, раньше территория этой производственной зоны (наверняка, не только её одной) была большим кладбищем заключённых или местом массовых захоронений жертв политических репрессий эпохи сталинского террора. Рассказывали, что подобных захоронений в здешних глухих местах, - особенно в закрытых лесных районах, - было немало, многие из них были предусмотрительно замаскированы под лесопосадками. Буквально всюду на небольшой глубине лежали человеческие кости. В период моего пребывания на третьем администрация лагеря пыталась заложить неглубокий фундамент для строительства нового цеха, но ввиду обнаружения значительного количества человеческих костей, решили отказаться от этой затеи.

Иногда выпадала моя очередь делать последнюю, завершающую чистку в подземелье пилорамы. При свете маломощной электрической лампочки я торопливо нагружал свою тачку и не без некоторых усилий выталкивал её наружу по крутому деревянному настилу и затем гнал её для разгрузки дальше вглубь пустыря, чтобы найти более или менее свободное пространство от мусора. После разгрузки спешить было особенно некуда и я, случалось, ненадолго задерживался, чтобы полюбоваться на унылое, но по своему живописное зрелище свалки, едва освещаемое слабым и извечно таинственным светом луны и холодным мерцанием осенних звёзд.

Какая мрачная символика заключалась в этом кощунственном сочетании заброшенного кладбища заключённых и свалки производственных отходов. Безымянный и никому не нужный прах замученных людей не нашёл себе более лучшего памятника, как в этом уродливом нагромождении отработанного мусора. Разные невесёлые мысли приходили мне в голову. ( Правда, они больше походили на вопросы без ответа.) Не является ли всякая свалка последним выражением стремительно исчезающей жизни, - любых её низших и высших форм, - если рассматривать её в духе вспомнившегося любимого афоризма завхоза Фридмана с 17-ого - «жизнь как она есть». Но если верить доводам некоторых «учёных» иеговистов с религиозной зоны (с 1-тьего), то ад, по их мнению, означает всего лишь древнееврейское наименование большой городской свалки под Иерусалимом. Значит, приходила в голову непрошеная мысль, ад является последним выражением и символом любой «отработанной» жизни. Но если такова её последняя цена - стоит ли жить, страдать, унижаться, к чему-то стремиться, претерпевать обманчивые радости и т.д. И какая принципиальная разница может существовать между палачом и жертвою, праведником и грешником, если всё оканчивается пустыней ада. Зачем и для чего существуют эти призрачные и скоротечные явления жизни?

Временами всю эту безотрадную картину запустения «оживлял» унылый вой азиата-вертухая с дальней вышки, который от тоски и одиночества пытался фальшиво петь какую-то «комсомольскую» песню.

Хорошо запомнилось свержение Н.С.Хрущёва, происшедшее в октябре 1964 года. Однажды, находясь в производственной зоне в дневное время, я вдруг увидел, что многие зеки, бросив работу и скучившись у запретки, внимательно прислушиваются к едва доносившимся словам официального сообщения, которое транслировалось по наружным громкоговорителям из соседней бытовой зоны, расположенной метрах в ста от нашей (в самой производственной зоне трансляции не было). Слышно было очень плохо и различимо доносились только некоторые отдельные слова, из которых особенно запечатлелось в голове новое казённое словечко «волюнтаризм». Естественно, что никаких особых переживаний в лагере по поводу снятия Хрущёва не было, - по моему мнению, последнего коммунистического вождя ещё как-то верующего в химеру «светлого будущего» коммунизма, - но в то же время не было и какой-то радости или злорадства. Во всяком случае, Михаил Молоствов очень быстро обратил внимание на то, что в официальных речах исчезли выражения, относящиеся к хрущёвской стратегии на мирное сосуществование в области идеологии. Было также ясно, что власти не намерены делать каких-либо крутых поворотов и вероятнее всего дело шло к дальнейшему и постепенному завинчиванию гаек. Между прочим, в жилой секции на третьем Юра Машков дал мне почитать, как он считал, весьма интересную статью из «Военно-исторического журнала», в которой некий высокопоставленный автор писал об армии как важном традиционном институте, чуждым классовых влияний и охраняющим отечество в целом. Недвусмысленно провозглашалось автором, что в военных традициях всех народов всегда был господствующим дух беспрекословного повиновения. Рассматривая примеры из мировой литературы, автор приводил в качестве примера классического смутьяна образ Терсита из Илиады» Гомера, этого гнусного диссидента, а в качестве положительного героя превозносился мудрый Одиссей, который наглядно и поучительно перед всем воинством усмирил мерзкого бунтовщика. Из всего этого было очевидно, что за снятием Хрущёва стоят мощные силы, связанные с высшим генералитетом и ВПК. Вероятно, подобные статьи были первыми ласточками будущего «национал-большевизма» эпохи брежневского соперничества с державами Запада.

На третьем мне довелось познакомиться с одним настоящим сионистом Анатолием Рубиным, которого обычно звали просто Толик. Надо сказать, что по внешнему виду и поведению Толик совсем не походил на тот немного карикатурный образ еврея-сиониста, который распространён в патриотических кругах. Он был бывшим спортсменом, был физически хорошо развит и выглядел крепким мужчиной лет 35. Но главное, что отличало его и делало, - с моей точки зрения, - симпатичным человеком, было то, что он вёл себя естественно и откровенно. Толик не был фарисеем (во всяком случае, в житейском смысле этого слова) и совершенно не любил рисоваться и выпячивать какие-то свои заслуги, хотя сидел он уже второй срок (первый он отсидел в сталинских лагерях, а во время войны ещё ребёнком был даже в заключении у немцев, но ему чудом удалось спастись). Прямота Толика, например, проявилась в таком, запомнившимся мне, забавном и мелком эпизоде. На чей-то шутливый вопрос: «Толик, скажи прямо, что тебе снилось в эту ночь?» - Толик, не долго думая, брякнул: «Секс и война».

В качестве авторитетного сионистского лидера Толик при каких-либо лагерных конфликтах иногда обращался к Володе Осипову как к признанному представителю «русской партии» с какими-нибудь жалобами на то, что «в лагере опять поднимается волна антисемитизма». Наверное, подобные опасения были преувеличенными, однако сама эта добрая воля контактировать с русскими патриотами была очень показательной для Толика. Между прочим, у Толика было несколько книг известного правого деятеля предреволюционной и революционной эпохи В.В.Шульгина («Дни», «1920 год»). Эти книги он, под большим секретом, давал почитать в зоне некоторым нашим патриотам и, однажды, дал и мне. Разумеется, дав предварительно строгие наставления никому не показывать этих книг, дабы не появилась откуда-нибудь новая «волна»... Эти антисемитические волны явно отовсюду мерещились Толику, точно также как нашим ультра патриотам всюду мерещатся масоны. В чисто человеческом плане Толик не любил фальши и распространённой среди политизированной молодёжи игры в героизм.

Зная о моих анархо-синдикалистских взглядах, Толик подбросил мне статью о синдикалистской деятельности израильских профсоюзов «Гистадрут» и об устройстве еврейских колхозов - кибуцев. Несмотря на то, что это устройство весьма напоминало об идеях Кропоткина (изложенных им в книге «Земля, фабрики и мастерские»), для меня они уже не представляли значительного интереса, так как я внутренне начал отходить от социального утопизма и видел в анархизме скорее лишь абстрактный нравственный идеал, чем реальный проект социального земного рая. Как мне казалось, Толик уважительно относился к русской культуре и православной религии России, но, разумеется, видя в последней только исторический национально-традиционный институт. Когда зашёл с ним разговор о массовых расстрелах в мордовских лагерях (в районе ТЕМНИКЛАГа), он рассказал мне, что наряду с другими репрессированными в Мордовии было расстреляно в 30-х годах почти всё православное духовенство центральных губерний России, около 40 тысяч человек. Мне тогда эта цифра показалась чрезмерно большой. Воистину: свежо предание, а верится с трудом. Однако, когда я после своего освобождения некоторое время проживал в пос. Струнино (под г.Александровом, Владимир. обл.) и работал слесарем в ОГМ-е на текстильном комбинате «5-ый Октябрь», то один местный рабочий в цехе во время перекура рассказал, что в начале 30-ых годов он лично видел большую колонну открытых грузовиков битком забитых священнослужителями, вид которых его поразил: «Бороды и рясы развеваются по ветру...». По его словам, в тот период арестовали всех местных сельских священнослужителей (как известно, в процессе коллективизации все провинциальные храмы были закрыты) и навсегда увезли в неизвестном направлении.

Правда, одно обстоятельство омрачает память о Толике. Однажды, в общей беседе на религиозную тему об историчности личности Иисуса Христа, Анатолий как правоверный иудаист изложил талмудическую клевету на Сына Божия, согласно которой Иисус Христос был не обетованным Мессией, но обыкновенным человеком, якобы рождённым от обыкновенных людей… Я в силу своей тогдашней безрелигиозности не придал этим словам должного значения, однако они крепко застряли в моём сознании. В настоящее время я, так сказать, задним умом, хорошо понимаю ту страшную пропасть, которая разделяет христианскую Истину от её иудейско-талмудического неприятия. Тем не менее, по всему своему поведению и характеру Толик был полной противоположностью другому известному лагерному сионисту, очень эрудированному и высокомерному еврею Рафаловичу с чёрной как смоль хасидской бородой. Рафалович считался в кругах лагерных интеллектуалов каким-то очень большим специалистом по философии Гегеля и вообще по философии, хотя, возможно, в этой учёной репутации было больше внешнего апломба и пустой претенциозности. По этой ли причине или от сознания своей богоизбранной исключительности он почти никогда не здоровался, кроме узкого круга избранных друзей, среди которых преобладала «столичная интеллигенция». Рассказывали, что когда в этом кругу кто-то надел крест (возможно, это был Борис Лупандин, который, как это ни странно, был одно время дружен с Рафаловичем) и стал проявлять серьёзный интерес к христианству, Рафалович немедленно объявил отлучение гою-отступнику, заявив ему: «вы надели крест и мы теперь прекращаем с вами всякие отношения».

На третьем я познакомился и подружился со своим сверстником Владимиром Анохиным, молодым рабочим-связистом из г.Барнаула, осуждённым к трём годам за свои симпатии левоэсеровским и народническим идеям. В отличие от меня Володя очень быстро отказался от леворадикальных идей и превратился в лагере в убеждённого русского патриота-монархиста. Возможно, что в его тогдашних воззрениях имелись некоторые крайности (часто присущие неофитам), которые мне не нравились, но несмотря на всё разномыслие, мы весьма тесно сдружились. Объединяющей почвой для этого оказался сатирико-юмористический взгляд на многие житейские и общественные стороны нашей жизни, а также любовь к сатирической литературе, особенно к Салтыкову-Щедрину и Достоевскому. Пусть последняя фамилия не удивляет читателя, так как творчество Достоевского, помимо своего основного философско-трагического значения, содержит в себе и мощные сатирические стороны, например, в романе «Бесы».

Наше сближение произошло как-то незаметно. Володя был блестящим и непревзойдённым рассказчиком острых анекдотов и разных юмористических историй, которых он знал великое множество. На сатирическое в жизни и искусстве у него был зоркий глаз. Обладая великолепной памятью он мог наизусть цитировать разные смешные места из произведений Мих. Зощенко, Яр. Гашека и других писателей юмористического направления или же талантливо воспроизводить смешные сцены из кинофильмов. Володя был также большим любителем поэзии (жаль, что ему не удалось побывать на 17-ом). Хорошо знал русскую поэзию, а над поэтами декадентами (Бальмонт, Северянин и др.) любил добродушно подсмеиваться. В свободное время мы часто, - вечера напролёт, - просиживали вместе, но, как правило, Володя выступал в роли рассказчика, а я преимущественно в роли слушателя. Я неважный рассказчик, но не чуждый понимания сатирического элемента любил слушать сатирические импровизации Володи. Часто мы вместе «кайфовали», вслух перечитывая нашего гениального сатирика Салтыкова-Щедрина. Несмотря на свои ортодоксально правые убеждения, Володя очень высоко ценил Салтыкова-Щедрина за его остро сатирический, пророческий и вечно актуальный талант. Мне и Володе была хорошо понятна та общечеловеческая истина, что настоящая здоровая критика и сатира (а не грязное глумление и издевательство, выдаваемое за сатиру) являются необходимым и безошибочным средством выявления всего фальшивого и искусственного в жизни и в идеологии. Этот совместный «смех сквозь слёзы» сильно облегчал душу в то время. Особенно часто мы перечитывали, казавшиеся нам исключительно животрепещущими, некоторые места из «Современной идиллии» и «Истории одного города», очень любили перечитывать бессмертную сцену «шемякина суда» над карасём... Помимо Салтыкова-Щедрина часто перечитывали избранные страницы из «Бесов» Достоевского, особенно восторгало одно место с выступлением идеологического «маньяка» на благотворительном празднике Юлии Михайловны. Речь этого маньяка Володя читал с пародийно ленинскими картавыми интонациями: «Но никогда Россия, во всю бестолковую тысячу лет своей жизни, не доходила до такого позора...» ( Какое бесчисленное количество раз в эпоху перестройки и в настоящее время антирусские круги повторяли и повторяют в разных вариациях эти слова обезумевшего русофоба.)

Однажды в лагерной стенгазете, выпускаемой политчастью, один раскаявшийся красноповязочник поместил свои вирши, в которых он с идиотским простодушием излагал историю своего «пути к исправлению». Довольно длинная «поэма» повествовала как «заблудший» антисоветчик под благотворным влиянием «мудрого» следователя, дённо и нощно его перевоспитывавшего, пришёл таки к «истине». Запомнилась одна характерная строфа:

«Долго с мной возился следователь (ударение именно здесь)

Прозой умной мозг мой просветив

И меня, заблудшего, пропащего,

К новой жизни, честной, возродив.»

И так далее и так далее в подобном идиотском духе. Ничего более комичнее и пародийнее нельзя было придумать. По сути дела, возможно, того не ведая сам, этот расколовшийся (то бишь: исправившийся) бедолага сам себя публично высек и высмеял. Володя первым обратил внимание на эту замечательную в своём роде «поэму» и выучил её буквально всю наизусть. В последствие мы неоднократно возвращались к этому шедевру, оставляя его обычно на десерт после Салтыкова-Щедрина, Зощенко или Достоевского.

В самой серой и заурядной прозе жизни есть всегда место для «подвига», т.е. для таких не придуманных и реальных проявлений сатиры и юмора, которые вряд ли даже можно было бы измыслить, сидя за письменным столом. Например, вспоминается один подлинный случай, происшедший на третьем и позднее получивший широкую мировую огласку. Я сам, правда, лично не присутствовал при этом замечательном происшествии, но хорошо помню, что случилось оно именно во время моего пребывания на третьем. На третьем был один немного придурковатый начальник отряда (по фамилии Любавин или что-то в этом роде), который любил запанибратски диспутировать и спорить с некоторыми заядлыми лагерными полемистами правозащитного направления («пушкинская» тусовка судьбоносного 1988 года тоже имеет свой первоисточник!). По своему развитию этот отрядный был недалёким и самоуверенным дубарём. Впрочем, как мне казалось, большим умом не отличались и те зеки, которые всерьёз пытались что-то ему доказать. Обычно я обходил эти уличные диспуты стороной. И вдруг однажды по всей зоне разнеслось известие о происшедшим только что достопримечательном диалоге, в котором наш дубарь, сам того не желая, громогласно высказал самую сокровенную суть подлинного отношения коммунистического режима к так называемым «правам человека» и прочим «общечеловеческим ценностям». Насевшие на него азартные спорщики в качестве, как им представлялось, бесспорного доказательства коренного несоответствия нашего образа жизни правовым нормам цивилизованных стран стали цитировать ему правозащитные статьи «Всеобщей декларации прав человека», провозглашённой ООН в 1948г. Дубарь долго молча слушал эти статьи и чтобы наконец-то отвязаться от наседавшей на него правозащитной публики взял да и брякнул в простоте душевной: «Да вы что, разве ничего не понимаете!? Это же для негров!» Бессмертная, историческая фраза, которую нарочно конечно же придумать невозможно.

 

Другие главы:

Часть 1.

Детство и юность

Армия

Следствие и этап

Часть 2. Дубравлаг 1961-1966

Семнадцатый

Первый

Семерка

Третий

Одиннадцатый

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС